Колонии без охраны

После оставки в июне 2012 года директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александра Реймера в руководство ведомства вновь возвращается костяк команды его предшественника Юрия Калинина. Первым замом нового директора ФСИН Геннадия Корниенко уже стал Эдуард Петрухин, а бывший заместитель Калинина Николай Баринов теперь назначен и.о. замдиректора. Между тем, Петрухин и Баринов являются фигурантами недавней служебной проверки ФСИН, которая выявила массу нарушений по ранее заключенным миллиардным контрактам на закупку систем безопасности для нужд ведомства. С материалами проверки сейчас разбирается Следственный комитет.

Александр Реймер возглавил ФСИН в августе 2009 года и запомнился как профессионал и реформатор. В первую очередь новый директор зачистил верхушку ведомства от генералов и офицеров с сомнительной репутацией, после чего взялся за коррупционеров.

Весной 2010 года Реймер распорядился провести ревизию по многомиллиардным госзакупкам и поставкам систем безопасности для нужд СИЗО и колоний, за которые отвечали высокопоставленные сотрудники ФСИН из команды прежнего директора ведомства Юрия Калинина. Только в 2008-2009 годах на программу переоснащения ФСИН современным оборудованием было потрачено более 1 млрд рублей.

Проверка шла почти два года, и ее результаты оказались удручающими. Как выяснилось, государственные конкурсы проводились с многочисленными нарушениями, среди фирм-участников фактически не было конкуренции, контракты неправомерно подписывали должностные лица, которые не имели на это право. Часть оборудования поставлялось без документации и комплектующих, поэтому оказалось фактически непригодным для использования.

Материалы проверки показали, что изначально были установлены нереальные сроки выполнения плана по созданию для нужд ФСИН интегрированной системы безопасности (ИСБ). Причем сроки эти никак не аргументировались. Неудивительно, что план выполнен не был. Вместо того чтобы самостоятельно разработать и внедрить технические проекты, приказом ФСИН на вооружение были приняты тезнические средства, которые производили коммерческие фирмы. Соответсвенно и все бюджетные деньги достались бизнесменам.

Сами системы безопасности закупались с грубым нарушением закона, так как исключали конкуренцию между производителями. Таким образом, по состоянию на 1 января 2010 года в подразделения УИС были поставлены системы безопасности на общую сумму более 1 млрд рублей. Проект приказа ФСИН на поставку этих систем, в частности, подписал бывший замначальника ГУИН Николай Баринов. Причем комиссии, проводившей проверку, не было предоставлено никаких документов, отражающих процессы разработки и согласования этого приказа.

Проверяющие выяснили, что открытые аукционы на поставки ИСБ проходили с вопиющими нарушениями антимонопольных требований к торгам. Общая сумма контрактов за 2009 год составила 775,9 млн рублей. С грубыми нарушениями составлялись и наименования лотов, и технические задания. Например, ЗАО “Микрос” как единственный участник торгов получило заказ на 7,3 млн рублей. Только эта компания могла соответствовать заявленному лоту “Системы охраны периметров и помещений типа “Микрос-02” (Сова-М) или эквивалент” с заданными характеристиками. Оригиналы документов по большинству закупок 2008-2009 годов комиссии предоставлены не были.

Ревизоров также удивило, что при размещении заказов на поставки ИСБ в госконтрактах не предусматривалось никакой ответственности поставщика за качество продукции. В частности, за плохую работу систем после их монтажа. Да и сам монтаж в обязанности поставщиков не входил. Вместо него договор предусматривал “шеф-монтаж”. Само по себе это определение федеральным законодательством не предусмотрено. В результате за 2008-2009 годы комплексы ИСБ на сумму 920,3 млн рублей были поставлены в 128 учреждений УИС. При этом в 97 из них поставщики не провели даже обязательный “шеф-монтаж”. Соответственно на установку оборудования подразделения потратили еще 43,3 млн рублей из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Как итог — с явными проблемами в эксплуатации, которые не устранялись за счет поставщиков, системы безопасности работали в 28 учреждениях ФСИН, а общая сумма этих устройств составляет 145,4 млн рублей. Причем в составе 14 комплектов ИСБ на сумму 94 млн рублей есть оборудование, которое вообще не подходит для использования в этих учреждениях. Например, в комплект поставки ИСБ “Рубеж” по контрактам с ООО “Сигма-ИС” входили приборы подавления сигналов сотовой связи, которые обладали недостаточным радиусом подавления в помещениях с определенной шириной стен. По госконтрактам на поставки ИСБ, заключенным и исполненным в 2010-2011годах, на момент проведения проверки системы не введены в эксплуатацию ни на одном из объектов УИС.

Эта ситуация привела к тому, что многие колониии фактически остались без полноценной охраны. Согласно материалам проверки, в 2008–2011 годах в России было совершено 16 попыток побегов, из которых шесть были успешными для заключенных. Во всех этих случаях не сработали технические средства охраны и защиты.

Таким образом, из упомянутого документа, который оказался в распоряжении «Росбалта», выходит, что на протяжении нескольких лет команда Юрия Калинина

проводила политику, при которой снабжение СИЗО и колоний средствами охраны зависило от узкого круга поставщиков. Права на производство и поставки охранного оборудования принадлежали не государственным органам, а коммерческим компаниям. Только за 2008-2009 годы частные поставщики получили доход в 958,7 млн рублей. В 2009 году должностные лица ФСИН, не имевшие на то полномочий, оплатили покупку продукции на 151,7 млн рублей. Дисциплинарно наказать виновных оказалось невозможно, так как к моменту окончания проверки большинство из них уже официально уволились.

Результаты этой проверки тогдашний директор ФСИН Александр Реймер передал в Следственный комитет РФ и Счетную палату. Таким образом, люди из команды прежнего директора ФСИН Юрия Калинина, которые отвечали за закупки, а теперь вновь заняли высокие посты во ФСИН, могут стать фигурантами уголовных дел.