Госдума рассмотрит закон «Об образовании» в октябре

Комитет Госдумы по образованию раньше других стартовал в осеннем законотворческом марафоне. И, по словам главы комитета Александра Дегтярева, иначе и быть не могло: предстоит очень ответственная работа — подготовка к чтению палатой нового закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного правительством РФ.

Вчера комитет решил, что этот законопроект должен быть включен в план осенней сессии, и предложил Совету палаты провести его первое чтение в одно из пленарных заседаний октября. «Мы надеемся, что в конце октября мы найдем удобную дату, чтобы рассмотреть этот законопроект. А дальше будем смотреть, сколько поступит предложений и замечаний, и тогда мы выстроим уже следующие наши задачи в зависимости от того, какой объем материалов нам придется вместе с министерством отработать при подготовке проекта закона ко второму чтению», — сообщила журналистам вице-спикер Госдумы Людмила Швецова, участвовавшая в заседании комитета.

Между тем министр образования и науки Дмитрий Ливанов, представляя правительственный законопроект депутатам, сообщил, что документ, объемом в 417 страниц, уже прошел «беспрецедентно широкое обсуждение, в общей сложности рассмотрено около 20 тысяч поправок, лучшие из них учтены». Новый закон призван заменить два действующих — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», один был принят в 1992 году, другой — в 1996-м. И, по мнению многих, уже не соответствуют ни сегодняшним реалиям, ни современным задачам. Проект нового закона, по словам министра, имеет «компромиссный, обобщающий характер, регулирует те отношения, которые сложились по факту, и создает рамку для будущего развития».

Дмитрий Ливанов рассказал участникам заседания о главных идеях этого проекта, заявив, что он сам уверен в высоком качестве будущего документа, но готов продолжить работу над ним вместе с депутатами, учесть их замечания и предложения.

Законопроект уже прошел беспрецедентно широкое обсуждение, рассмотрено около 20 тысяч поправок, лучшие из них учтены

С замечаниями народные избранники медлить не стали. Людмила Швецова предложила больше внимания в новом законе обратить на того, перед чьим именем классик и, повторяя его слова, многие из нас готовы были преклонить колени, — учителя. А то в последнее время у нас в основном говорят о педагогическом работнике. Ливанов согласился, что авторитет учителя и престиж профессии надо повышать. И в законопроекте предусмотрены нужные меры. Одна из них — оплата труда. Работа высокого уровня должна соответственно и оплачиваться. Николая Булаева беспокоило, что некоторые вузы дополняют Единый госэкзамен выпускников школ еще и собственным, по своему усмотрению. «Нельзя ли все-таки обойтись без местечковых экзаменов?» — поинтересовался депутат. «По поводу дополнительных испытаний надо вместе подумать, какие новые модели приема в вузы — справедливые, открытые — заложить в новый законопроект «Об образовании», — ответил министр.

На заседании комитета вспомнили и о малокомплектных школах, многие из которых сейчас закрываются. Как на них скажется новый закон? «На 15 тысяч за последние пять лет сократилось число школ в России, в основном за счет закрытия малокомплектных школ», — уточнил Ливанов, заметив, что это должно «перестать быть общераспространенной практикой». Министр считает, что уже сейчас в стране есть механизмы поддержки, которые помогут обеспечить жизнеспособность этих образовательных учреждений. Ливанов напомнил о поставках в школы «современного образовательного контента», «чтобы независимо от того, где находится школьник, ему были обеспечены условия для получения качественного образования».

На вчерашнем заседании комитета был дан ход и альтернативному законопроекту фракции КПРФ «О народном образовании». Его тоже предлагается вынести на суд палаты в октябре. Александр Дегтярев пообещал, что эта законотворческая инициатива будет рассмотрена «самым тщательным образом». «Есть целый ряд разумных положительных норм, многие положения уже включены в правительственный законопроект в ходе общественного обсуждения. Но есть то, что мы не можем поддержать: например, предложение расходовать на образование семь процентов ВВП: мы понимаем, что эта норма не будет действовать, если мы ее примем», высказал свое мнение по законопроекту коммунистов Дмитрий Ливанов, отметив, что «в целом коллеги из КПРФ проделали большую и важную работу, на этапе рассмотрения во втором чтении мы попытаемся сблизить позиции, рассмотреть детально каждое положение и, в случае его поддержки, принять».