Упоминание Путиным сталинского прошлого и контекст репрессий

Прежде чем создавать предприятия и отрасли, необходимо готовить для них кадры.

Большая часть нашего потенциала в машиностроении связана с оборонно-промышленным комплексом. В свою очередь, уровень развития страны напрямую зависит от ее способности брать технологические барьеры, т. е. специализироваться на сложных производственных видах деятельности. Проблема в том, что в силу недофинансирования периода 90-х годов, некоторых структурных решений и управленческой неэффективности нулевых годов ОПК сегодня находится далеко не в самом лучшем состоянии. Одна из проблем, но не единственная, – это нехватка кадров. Отмечу также инфляцию издержек, которая присутствует и в ОПК.

Развитие, восстановление, воссоздание ОПК является серьезным приоритетным, первоочередным проектом по модернизации экономики страны, потому что это – задел, который еще существует, но который может быть потерян.

Прежде чем создавать предприятия и отрасли, необходимо готовить для них кадры

На мой взгляд, упоминание Путиным сталинского прошлого актуально не в контексте репрессивной модели управления, а скорее в связи с опытом проектного управления. Индустриализация в целом и отдельные направления военных и научно-технических исследований были и остаются примерами выдающегося по масштабам и результатам проектного управления, ориентированного на целевые показатели при существующих экономических ограничениях. Прежде чем создавать предприятия и отрасли, необходимо готовить для них кадры. В 30-е годы об этом не забывали, и здесь можно отметить еще и послевоенные истории успеха. Здесь есть какое-то количество «узких мест», которые необходимо расширить для обеспечения развития отрасли. Одна из этих проблем – это экономически обоснованная рентабельность предприятий ОПК и их конкурентоспособность. Я говорю не о научно-технической, а об экономической стороне вопроса.

Сегодня сами правила игры в этой сфере создают искаженную систему стимулов, потому что те подходы к определению рентабельности, которые предложены министерством обороны, стимулируют предприятия воспроизводить у себя всю производственную цепочку, т. е. чтобы определенная линия продукции выполнялась в рамках одного холдинга. Дело в том, что действует принцип рентабельности «20 + 1», т. е. 20% – это рентабельность на собственную произведенную продукцию и только 1% – на то, что получено от поставщиков. Соответственно, предприятия не заинтересованы в том, чтобы в их изделиях была высока доля подрядчиков. Есть дискуссия, какова нормальная рентабельность работы предприятий при определении цены на продукцию ОПК.

Кредиты оказываются неподъемными для наукоемкого сектора

Со стороны оборонщиков была высказана идея рентабельности порядка 15%, а им говорят: пусть будет 20%, но при условии, что это относится к тому, что вы сами сделаете. Но это создает искаженные стимулы, поощряя предприятия не использовать поставщиков. В целом в масштабах ОПК это приводит к потерям в эффективности, потому что современная тенденция развития машиностроения предполагает специализацию и участие малых и средних предприятий. При этом у головных предприятий, ответственных за выпуск готовой продукции, должен быть широкий спектр возможностей выбирать поставщиков, чтобы не росли издержки. Проблема развития конкурентной среды упирается в необходимость качественных правил игры, которые диктуются государством.

Не хватает инструментов кредитования, финансовой поддержки малых и средних предприятий ОПК. Им не хватает оборотных средств, а эту проблему можно решать кредитованием, однако кредиты оказываются неподъемными для наукоемкого сектора. Дело тут не только в дороговизне кредита, но и в требованиях по его обеспечению. Очень сложно кредитоваться малым и средним предприятиям, а частные компании относятся именно к этой категории. В принципе, проблемы, о которых идет речь, решаемы, но их очень много, и их решение требует постоянного контроля.