Чужой среди своих: о вопросе потерь в армии

Для любой армии мира вопрос потерь в том или ином вооруженном конфликте может стоять весьма остро. В одних случаях официальные лица стараются человеческие потери откровенно занизить, чтобы показать о лучшей боеспособности и выучке солдат и офицеров армии, в других цифры преднамеренно завышают, чтобы продемонстрировать мировому сообществу агрессивность противника, с которым приходится воевать.

Еще более сложным является вопрос о потерях, связанных с так называемым «дружественным огнем». Под этим понятием подразумеваются атаки противника, который определенным образом сумел внедриться в союзнические подразделения с целью наносить сокрушительные, скажем так, инсайдерские удары – удары буквально изнутри.

С «дружественным огнем» в последнее время стали часто сталкиваться американские военнослужащие, участвующие в миссии «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана. При этом количество американских потерь, связанных именно с «дружественным огнем», в последние несколько месяцев превысило количество потерь американских военнослужащих в Афганистане по другим причинам. Об этом, в частности, обмолвился глава Пентагона Леон Панетта, который даже решил сделать афганскому президенту Хамиду Карзаю своеобразное замечание. Панетта заявил, что озабочен участившимися с некоторых пор атаками на представителей контингента НАТО и других союзнических государств со стороны лиц, которые носят форму афганских военнослужащих. По словам главы Пентагона, Карзай должен более жестко подойти к рекрутской работе по набору новобранцев в афганскую армию, чтобы пресечь попытки боевиков становиться боевыми единицами этой самой армии с целью осуществлять нападение на солдат ISAF и НАТО.

Казалось бы, Панетта говорит о каких-то странностях, но его слова об участившихся случаях нападения на солдат союзников со стороны представителей афганских войск косвенно подтверждают высказывания, сделанные в свое время таким человеком как Мулла Омар. Лидера движения «Талибан» по некоторым данным в ходе спецоперации удалось уничтожить весной прошлого года в пакистанском городе Кветта, но потом вдруг выяснилось, что уничтожение Мухаммеда Омара больше похоже на информационный блеф.

Так вот именно Мулла Омар заявил, что группы талибов проникли в ряды афганской армии для уничтожения солдат НАТО. По его словам, теперь «Талибан» получил весьма прочный контроль над армейскими центрами афганской армии, и теперь есть возможность наносить удары по американским и другим иностранным военнослужащим, пользуясь эффектом абсолютной неожиданности.

В одном из личных дневников американского пехотинца сообщается, что американские войска и раньше-то не видели особой поддержки со стороны афганских военнослужащих, а с некоторых пор вообще к каждому афганцу в военной форме стали относиться с крайним подозрением, что ставит целесообразность всей операции НАТО в Афганистане под большое сомнение.

За последнее время от рук афганских военнослужащих, а точнее, боевиков, сумевших стать представителями афганской армии, погибли несколько десятков американских военнослужащих. По мнению экспертов, общие потери сил НАТО и ISAF от «дружественного огня» за весь период «Несокрушимой свободы» могут составлять до тысячи солдат и офицеров.

Одним из недавних кровавых инцидентов с участием представителей американских и афганских военных стал эпизод с приглашением шестерых военнослужащих армии Соединенных Штатов на ужин к одному из высоких полицейских чинов провинции Гильменд. После того как американцы приступили к трапезе, офицер афганской полиции расстрелял всех шестерых, а затем оставил свою службу и ушел к талибам. За несколько часов до этого инцидента еще трое американских солдат стали жертвами стрельбы из автоматического оружия афганского сотрудника одной из военных баз на территории Афганистана.

Расстрелы и убийства имеют место быть не только со стороны афганских военнослужащих по отношению к военным натовского контингента, но и наоборот. Так в середине августа американские солдаты застрелили афганского военнослужащего, заявив, что если бы они промедлили с выстрелом, то он бы расстрелял их всех из своего автомата…

Все эти материалы послужили поводом для приостановки подготовки афганских новобранцев со стороны американских военнослужащих. Мало того, в Афганистане американцы решили провести собственное масштабное расследование по поводу выявления представителей движения «Талибан» в рядах афганских военных. Сообщается, что в общей сложности будет проверено около 27 тысяч афганских солдат. Интересно, каким образом американцы собираются выявлять афганцев, носящих военную форму, на причастность к сотрудничеству с талибами?..

Инициатива с проверкой афганских солдат американскими военнослужащими проявилась после того как президент Хамид Карзай заявил, что никакого повода для беспокойства со стороны воинского контингента НАТО быть не должно. По его выражению, наличие талибов и их сторонников в нынешней афганской армии – это миф, который лишь призван породить недоверие к боеспособности и эффективности войск Афганистана. Такие слова явно вызвали недоумение у Вашингтона. А после слов Карзая о том, что он не против выдвижения Мухаммеда Омара в качестве кандидата в президенты на будущих выборах, у некоторых представителей американских властей появилось ощущение того, что политика действующего афганского президента стала весьма сомнительной. Хотя эта политика однозначной никогда и не была, и сегодня является плодом всей «Несокрушимой свободы», во время которой действия натовского контингента породили в стране полное неверие в целесообразность своего нахождения в Афганистане. Об этом сегодня говорят и афганцы, и сами американские военнослужащие, реально осознающие, что миссия, по большому счету провалена, и как только основная масса войск НАТО выйдет из страны, так «Талибан» сразу же займет те позиции, которые у него здесь были до 2001 года. И слова Хамида Карзая о том, что духовный лидер талибов Мулла Омар вполне мог бы выдвинуться в качестве кандидата на пост президента при условиях прекращения военного противостояния, выглядят не иначе, как попытка понравиться талибам, которые явно готовы к политическому реваншу.

Получается, что война, которую развязали американцы в Афганистане под лозунгами борьбы против «Талибана» и «Аль-Каиды», если и закончится в ближайшее время, то результатом ее будет новый приход к власти прежних талибов, укрепленных еще и осознанием большой победы. Как говорится, с чем боролись, на то и напоролись. Старые лозунги изрядно потрепались, с новыми у американских властей, очевидно, есть проблемы, а потому «дружественный огонь» может, как ни странно, быстрее разрубить этот гордиев узел – то есть поспособствовать пониманию в Вашингтоне того, что кровопролитная бойня в Афганистане не нужна ни Афганистану, ни Соединенным Штатам. Пора уже назвать вещи своими именами, и объявить о полном провале миссии. Но разве ж Белый Дом решится на это в разгар президентской компании? – Вопрос, очевидно, риторический…