В Чечне уточнили территориальные претензии к Ингушетии

Представители Чеченской Республики продолжают высказываться по поводу необходимости проведения границы между этим регионом и Ингушетией. На сайте Уполномоченного по правам человека Чеченской Республики опубликовано совместное заявление омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева и Общественной палаты Чечни по данному вопросу. В заявлении утверждается, что граница между регионами должна пройти так, как проходила граница Ингушской и Чеченской автономных областей до их объединения в 1934 году. Это не соответствует той границе, которая фактически сложилась между двумя республиками в настоящее время.

Напомним, что глава Чечни Рамзан Кадыров в августе заявил, что поставит на федеральном уровне вопрос о демаркации административной границы между Чечней и Ингушетией. Он потребовал пересмотра нынешней неформальной линии границы, которая не утверждена федеральным законом. «Всем известно, что Сунженский район, значительные территории Малгобекского района являются частью Чечни», — заявил Кадыров. Ингушский коллега Кадырова Юнус-Бек Евкуров в ответ поддержал идею демаркации границы, однако высказал мнение, что граница должна соответствовать сложившемуся на данный момент размежеванию, потому что оно учитывалось при определении границ муниципальных образований Ингушетии.

В нынешнем заявлении представителей Чечни обосновываются слова Кадырова о принадлежности Сунженского и части Малгобекского районов.

Авторы заявления ссылаются на договоренности, заключенные с непризнанной «Чеченской Республикой Ичкерия». В заявлении говорится: «В июне 1992 году Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», который не определил конкретных границ новой республики. Таким образом, высший представительный и законодательный орган России сбросил решение этого острого вопроса на плечи самих республик. По настоятельным требованиям Парламента Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ), с 1993 года начались консультации сторон по будущей границе на уровне общественности двух республик. Указами руководителей двух республик были созданы «государственные комиссии Сторон по пересмотру границы между Чеченской Республикой-Ичкерия и Республикой Ингушетия, взяв за основу переговоров границу 1934 года», которые подготовили проект соответствующего соглашения о пересмотре границы между ЧРИ и РИ. Это соглашение было подписано Джохаром Дудаевым и Русланом Аушевым 23 июля 1993 года. По Соглашению «Об определении государственной границы между Чеченской Республикой-Ичкерия и Республикой Ингушетия» под юрисдикцию ЧРИ должны были перейти следующие населенные пункты: из Сунженского района — Серноводская, Ассиновская, Чемульга, Аршты, Карабулак, Троицкая, Нестеровская, Орджоникидзевская; из Малгобекского района — Вознесеновская, Акки-Юрт и Новый Редант. Но обострение обстановки внутри Чеченской Республики, начало первой, а затем и второй чеченской войны прервали завершение этого процесса».

В заявлении отмечается, что вопрос о границах обрел актуальность после проведения в 2003 году президентских и парламентских выборов в Чечне, однако тогда по просьбе федерального центра его обсуждение было отложено. «И вот теперь новая постановка этого вопроса в повестку дня, надеемся что последняя», — говорят авторы заявления.

«Неопределенность границы между Чечней и Ингушетией создает множество проблем между ними. Так, в наш адрес поступают обращения жителей республики, проживающих в пограничных с Республикой Ингушетии районах, о фактах самозахвата отдельными хозяйствующими субъектами Ингушетии, пользуясь нерешенностью вопроса границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, земель являющихся неотъемлемой частью Чеченской Республики. В первую очередь это касается сельскохозяйственных угодий в районе поселка Горагорский, а также в районе станиц Ассиновской и Серноводской. Регулярно приходят жалобы на безжалостную промышленную вырубку букового леса в районе Ялхароя и Галанчожа, проезд куда, из-за отсутствия автомобильной дороги в самой Чеченской Республике, возможен только со стороны Ингушетии. Определенные неудобства создает нерешенность пограничного вопроса и силовым структурам двух республик в их борьбе с незаконными вооруженными формированиями. Таким образом, честное, спокойное, без лишних эмоций, обсуждение этой проблемы с ингушской стороной и максимально справедливое определение административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, на основе взаимных компромиссов, не только не рассорит нас друг с другом, а, наоборот, послужит дальнейшему укреплению дружбы и согласия между братскими чеченским и ингушским народами», — заключают общественные деятели Чечни.