Каковы обоснованные суммы затрат на ядерное оружие

Страшное землетрясение и цунами, нанесшее на прошлой неделе удар по Японии, заставляет задать следующий вопрос: не пора ли реально поговорить о тех 200 с чем-то миллиардах долларов, что мы планируем потратить в течение следующего десятилетия на стратегическое ядерное оружие, а также на морские и наземные средства его доставки?

Угроза выброса радиоактивных газов из первого реактора атомной электростанции «Фукусима-1» заставила провести эвакуацию всех жителей в радиусе 20 километров от АЭС. Данная угроза покажется пустяком на фоне взрыва ядерного боезаряда мощностью в 100 килотонн, что эквивалентно взрыву 100000 тонн тротила.

Мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, составляла 12,5 килотонн.

Задумайтесь на минуту: сейчас и в следующие десять лет Соединенные Штаты планируют иметь 1500 таких развернутых боеголовок или бомб, многие из которых даже мощнее 100 килотонн. И все они находятся в готовности к пуску или к сбросу в любую точку мира в течение 1 часа.

Сегодняшние проблемы Японии должны пробудить воспоминания 25-летней давности об аварии на Чернобыльской АЭС и об эвакуации почти 600 000 человек. И конечно, о событиях почти 66-летней давности, когда атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки привела к гибели более чем 200 000 человек.

И тем не менее, на прошлой неделе председатель комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил республиканец из Калифорнии Говард Маккеон (Howard P. McKeon) заявил, что он «немного обеспокоен тем, как мы собираемся обеспечивать все наши потребности [в стратегических ядерных боезарядах]», если Соединенные Штаты сократят число стартовых шахт на атомных подводных лодках нового поколения класса «Огайо» с 20 до 16 единиц «с целью экономии денежных средств».

Министр ВМС Рэй Мабус (Ray Mabus) выступил на прошлой неделе перед Маккеоном и сенатским комитетом по делам вооруженных сил, отстаивая бюджет своего ведомства на 2012 год. Он высказался за сокращение в будущем количества стратегических подводных лодок с 14 до 12, а также за уменьшение числа стартовых шахт на каждой лодке с 20 до 16.

Одна из причин сокращения числа субмарин заключается в том, что двигателем на них является ядерный реактор, который позволяет лодке находиться в плавании на боевой службе весь срок ее эксплуатации без дозаправки.

ВМС пытаются разработать «самую лучшую из возможных конструкций, сократив при этом до разумного уровня объем затрат», сказал он. «В прошлом году мы сократили их на 1 миллиард долларов в расчете на лодку, а теперь пытаемся сократить их еще на полмиллиарда в расчете на лодку». И все равно, стоимость лодки составит около 4,5 миллиарда долларов.

16 стартовых установок ракет «Трайдент» на 12 новых субмаринах дадут США возможность держать в море на боевой службе четыре и больше таких лодок. Четыре таких подлодки могут произвести запуск 64 межконтинентальных баллистических ракет D-5, каждая из которых несет как минимум пять ядерных боеголовок. Сейчас реальный вопрос заключается в том, где мы сможем найти 320 целей для уничтожения при помощи 50-килотонной или более мощной боеголовки – кроме России и Китая, которые сегодня не являются нашими противниками.

На заседании подкомитета Палаты представителей по стратегическим силам неделей ранее республиканец из Огайо Майкл Тернер (Michael Turner) задал тот же самый вопрос, что и Маккеон, но в ином ключе. Он спросил генерала ВВС Роберта Келера (Robert Kehler), с недавних пор возглавляющего Стратегическое командование: «Год назад командование заявляло, что ему необходимо 20 стартовых шахт на новых лодках класса «Огайо». Отвечает ли требованиям количество в 16 единиц, и как определили, что сокращение их количества с 20 до 16 не нарушает потребности?»

Келер ответил: «Количество шестнадцать соответствует потребностям Стратегического командования на 20 лет вперед». Он остановился на этом подробнее, заявив, что увеличив число боеголовок на каждой ракете D-5, мы дадим ответ на вопрос о том, «сможем ли мы доставить к цели достаточное количество боезарядов на базе имеющихся средств доставки».

Ни Маккеон, ни Тернер, ни какой-либо другой член Конгресса не удосужился спросить, какие цели необходимо поражать ядерным оружием. Они никогда не обсуждают на таких слушаниях вопросы о последствиях применения ядерного оружия.

Поскольку Россия и США прекратили испытания ядерного оружия в атмосфере в 1963 году, а в 1992 году заключили мораторий на подземные испытания, вопросы по поводу его применения на Капитолийском холме фактически иссякли.

Парадокс недавней ратификации в Сенате нового договора с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений состоит в том, что президент Обама взял на себя обязательство серьезно укрепить комплекс по созданию ядерного оружия в США и осуществить планы замены стратегических систем доставки.

На слушаниях в подкомитете Палаты представителей 2 марта помощник заместителя министра обороны США по политическим вопросам Джеймс Миллер (James N. Miller) продемонстрировал, как менее чем за год расчетная стоимость этих программ увеличилась на миллиарды. По его словам, Национальная администрация по ядерной безопасности США в настоящее время «предлагает потратить в предстоящие 10 лет около 88 миллиардов долларов на поддержание нашего ядерного арсенала и на модернизацию инфраструктуры». В прошлом году эта цифра равнялась 80 миллиардам долларов.

Миллер также сказал, что для реализации обязательств администрации Обамы по поддержанию и модернизации систем доставки стратегического ядерного оружия на предстоящие 10 лет потребуются инвестиции в размере около 125 миллиардов долларов. В прошлом году эта цифра равнялась 100 миллиардам.

Миллер представил подробный список вопросов для обсуждения, включая анализ по межконтинентальным баллистическим ракетам наземного базирования, которые предстоит ввести в строй примерно в 2030 году; вопрос о проектировании и разработке новых крылатых ракет большой дальности двойного назначения; план модернизации В-2 (бомбардировщик-невидимка) с целью повышения его живучести и улучшения характеристик; и наконец, проект нового бомбардировщика большой дальности с ядерной боевой нагрузкой, финансирование которого начнется в будущем году.

Но остается вопрос: какие цели требуют нанесения по ним ядерного удара, и каково количество боезарядов, минимально необходимое для удовлетворения потребностей США и выполнения их обязательств перед другими странами?