«Завтра»: полку рукопожатых прибыло

Ученым предстоит выяснить, если у шимпанзе оппозиция

Специалисты-антропологи Института Макса Планка последние пять лет провели в обществе обезьян шимпанзе в национальном заповеднике Замбии, в результате чего пришли к неожиданному открытию. Исследователи Кэтрин Кронин и Эдвин ван Левен обнаружили, что шимпанзе умеют здороваться друг с другом. Причем, в разных группах делают это по-разному. Одни шимпанзе прижимаются запястьями, другие – берут друг друга за лапы, почти как люди.

При этом ученые пока не могут объяснить, чем вызваны подобные различия, но полагают, что обезьяны руководствуются не только животными инстинктами, но и социальными особенностями. «Наши исследования, по крайней мере, показывают, что шимпанзе формируют собственные локальные традиции», — рассказал Эдвин ванн Левен.

Еще одной особенностью исследуемых обезьян стало то, что они оказались способными передавать сформированные традиции своим детенышам по наследству. Кстати, наряду с различными формами рукопожатия самки и самцы в разных группах по-разному используют и орудия труда.

Теперь, биологам, исследующим братьев наших меньших в замбийском заказнике, можно посоветовать провести мониторинг на предмет наличия в обезьяньей среде оппозиции. Отдельные факты наблюдений за обезьянами биологов в разных уголках планеты указывают на то, что рудименты оппозиции присутствуют и у этих млекопитающих – практически в каждой группе есть особи, недовольные и конфликтующие с вожаками. Сопоставив данные по обезьяньей оппозиции с исследованиями их рукопожатий, можно, наконец, выявить новую формацию рукопожатых оппозиционных шимпанзе, что явно напоминает, например, отдельный сегмент российского оппозиционного круга.

Впрочем, удивляться подобным параллелям ученые уже давно перестали – братья меньшие пытаются копировать человеческое общество со всеми его достижениями и недостатками.

Комментируют:

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра»:

Я слышал о существовании племени «рукопожатных» обезьян. Эти так называемые обезьяны не более чем «русские антисемиты», которые в нашем обществе являют собой пример «нерукопожатности». Им отказывают в хорошем обществе, их не публикуют, их демонизируют. Их существование стало абсолютно невыносимым. В конце концов, эти изгои объединились, переплыли через океан и осели на этом острове. Сегодня это многочисленное племя. На острове царит настоящая свобода, настоящая демократия, они освободились от этого либерального ига. Они встречаются раз по сто на день, они пожимают друг другу руки и обнимаются. Они пишут метафизические трактаты, они поют русские песни, они славят великое русское имперское государство. Сами живут они по древним вечевым законам Новгорода и Пскова.
И если на Евразийском континенте русское племя вымирает, то на острове численность резко увеличивается, там замечательные семьи, живущие, в лучших русских, в том числе православных, традициях.

К этому племени по большому счёту принадлежу и я. У меня были периоды, когда мне отказывали в рукопожатии, называли «чудовищем» и «русским фашистом». Но потом меня «обтесали», привили «комплекс толерантности», я понял, что такое быть вхожим в «порядочное общество». И постепенно со мной стали здороваться. Сначала не во всю ладонь. Мне протягивали один пальчик, потом два, три. Теперь уже вся восхитительная либеральная ладонь оказывается в моей робкой руке. От прежнего «коммуно-фашиста», наверное, во мне ничего не осталось. Разве что имперская шерсть встаёт у меня на загривке, в момент когда передо мной оказываются либералы. И тянется за мной тугой, хорошо закрученный сталинистский хвост. А так я в целом абсолютно «толерантный» человек. Я посылаю на остров пламенный привет, приглашаю их к сотрудничеству и жду от них публикаций в моей «толерантной» газете «Завтра»

Андрей Фефелов, заместитель главного редактора «Завтра»

Как известно, наша либеральная, — со станции метро «Аэропорт», — интеллигенция делит все живое на земле на две части. Одну часть существ они считают «рукопожатной», другую, совсем наоборот… Себя-то они относят всегда к первой категории, поэтому новость об удивительных обезьянах заставляет задуматься… Поскольку, либералы, — об этом они сами говорят! — произошли от обезьяны, то можно с уверенностью говорить о том, что ученые наконец-то обнаружили прямых предков наших российских либералов.
Думаю, что поведение «рукопожатных» приматов ждет своего исследователя, эдаково Нового Дарвина, который подробно расскажет об эволюции данного вида.
Впрочем, ученые, как я думаю, немного запоздали. Помните девяностые годы? Именно тогда в Кремле, в Грановитой палате служба охраны обнаружила чудовищную гориллу, которая, пребывая в тяжелом подпитии, орала и размахивала регалиями верховной власти. Здесь не могу не вспомнить замечательное стихотворение Николая Гумилева «Либерия»:

Европеец один уверял,
Президентом за что-то обижен,
Что большой шимпанзе потерял
Путь назад средь окраинных хижин.

Он не струсил и, пёстрым платком
Скрыв стыдливо живот волосатый,
В президентский отправился дом,
Президент отлучился куда-то.

Там размахивал палкой своей,
Бил посуду, шатался, как пьяный,
И, неузнана целых пять дней,
Управляла страной обезьяна.