Высшего военного профессионального образования в России нет

Сегодня в России нет высшего военного профессионального образования, и получить его невозможно. Эта ситуация сложилась в связи со следующими обстоятельствами:

а) Необоснованным и порочным переходом профессионального военного образования на болонскую двухстепенную форму (бакалавриат — магистратура) получения высшего образования.

Дело в том, что бакалавр (т. е. тот уровень профессионального военного образования, который на сегодняшний день получает, к примеру, выпускник Московского высшего общекомандного военного училища) по определению той же болонской системы не является высшим образованием. Притом, что магистром выпускник военного вуза может стать, только окончив профильную академию, но академическая форма высшего образования в России и в армии уже не предусмотрена Законом «Об образовании в РФ».

Это значит, что мы должны не «ностальгировать», а вплотную заниматься Законом «Об образовании», и в тех инстанциях, которые его формируют и принимают, потом опять будет поздно.

б) Более того, казалось бы, «простая игра слов», например, тезис о том, что «офицер получает высшее профессиональное образование только один раз в жизни, а все остальное профессиональное образование, включая Академию Генерального штаба ВС СР, является дополнительным профессиональным образованием», привел в ступор все военное профессиональное образование.

Сейчас никто не знает и не имеет ответов на вопросы:

Как российский офицер будет получать профессиональное военное образование в ходе службы, когда академий нет, но есть система курсовой подготовки, которая по определению не может дать высшего образования?

Где офицер ВС РФ будет получать фундаментальное военное профессиональное образование?

Как будет развиваться военная наука, если бакалавр — это не высшее образование, а сравнительная характеристика пары «магистр — кандидат наук» выявляет невозможность стать кандидатом наук без получения звания магистра?

Как будет организована боевая служба в войсках, если до 20-30% офицеров частей будут постоянно находиться на разного рода сборах по повышению квалификации и вместо фундаментального академического профессионального образования, подразумевающего отчисление из списочного состава части, будут получать «сборовое профессиональное» образование, подразумевающее оставление учащегося в списке и штатах своей части?

в) Один из основных аргументов правительства РФ при переходе образования на болонскую систему состоял в необходимости взаимного признания дипломов высшей школы для возможности «свободной конкуренции выпускников высшей школы России, Европы и США на международном рынке труда». Применительно к военному профессиональному образованию эти тезис и аргумент являются, мягко говоря, спорными, т. к. очевидно, что «на рынке международного военного труда» выпускник Вестпойнта и выпускник Московского ВОКУ могут конкурировать только на поле боя, а для этого последнему бакалавром быть не нужно.

Сегодня министерство обороны не имеет ответов на эти вопросы, но, сознавая всю тупиковость ситуации, в свою очередь, не задает эти вопросы руководству государства, и наше высшее военное профессиональное образование гибнет в этом «молчании ягнят».

В этой связи предлагаю:

Немедленно и официально сначала обсудить, а потом и пересмотреть основные критерии и подходы к национальному профессиональному военному образованию;

Исключить болонскую систему из системы высшего военного профессионального образования России и вернуться к его собственной национальной системе;

В Законе «Об образовании в РФ» оставить упоминание о том, что «все вопросы профессионального военного образования определяются специальным законодательством»;

Разработать и принять Закон «О военном образовании в РФ», в котором был бы прописан весь алгоритм получения профессионального военного образования при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе и непрерывном совершенствовании.