Кассацию на приговор Pussy Riot подписали кровью

Убийца в Казани написал над телами двух зарезанных женщин Free Pussy Riot. Мнения опрошенных «Особой буквой» экспертов по поводу случившегося разделились, однако большинство все-таки склоняется к версии провокации.

30 августа в Казани полиция обнаружила тела двух убитых женщин. Пенсионерка 1936 года рождения и ее дочь 1974 года рождения были зарезаны в своей квартире. Двойное убийство — нерядовое событие, однако это преступление вряд ли получило бы известность, если бы не одна деталь. Неизвестный убийца написал на стене кровью своих жертв Free Pussy Riot.

Это не первое противозаконное действие, совершаемое якобы в защиту «панк-молельщиц». Можно вспомнить и вполне безвредные шалости, такие как натягивание масок на памятники, и куда более серьезные правонарушения — например, уничтожение поклонных крестов, ответственность за которое взяла на себя фантастическая «Народная воля». Примечательно, что сами Pussy Riot и их защитники в числе первых осудили «крестоповал». А случившееся в Казани один из адвокатов девушек Николай Полозов называет не иначе как «гнусной, грязной провокацией».

Однако представители Русской православной церкви считают, что в убийстве, пусть косвенно, виновны сторонники Pussy Riot:

«Эта кровь на совести так называемой общественности, которая поддержала своим авторитетом участниц этого акта в храме Христа Спасителя, потому что в результате люди с неустойчивой психикой получили карт-бланш», — рассуждает протоиерей Димитрий Смирнов.

«Коммерсантъ» отмечает, что полиция не связывает эту «акцию» ни со сторонниками, ни с противниками осужденных участниц Pussy Riot. «Оперативники считают, что это либо наркоман во время разбоя, либо просто сумасшедший. Человек мог видеть эту историю по телевизору и, так как с ним явно что-то не в порядке, решил написать. Там прямо во всю стену плакатными буквами написано», — сообщили корреспонденту издания в Следственном комитете Татарстана.

Мнения наших экспертов по поводу случившегося разделились, однако большинство все-таки склоняется к версии провокации.

По мнению правозащитницы Людмилы Алексеевой, мишенью провокации могут быть даже не Pussy Riot:

«Увидев общественный интерес к этому процессу (делу Pussy Riot. — Ред.), власти сознательно его подогревают, чтобы отвлечь от того главного процесса, который их волнует, — над участниками митинга 6 мая. В этом русле и безобразный приговор Таисии Осиповой».

Масштаб процесса по «Болотному делу», сказала Алексеева, напоминает процессы сталинских времен над «праволевацкими троцкистско-бухаринскими» группировками в ВКПб. Тем более удивительно, что, несмотря на колоссальный размах этого процесса — почти 200 следователей, 1,5 тыс. опрошенных, общество проявляет весьма умеренный интерес к этому делу, «все вопят про Pussy Riot».

«Я очень сочувствую девочкам из панк-группы, но нельзя же зацикливаться на них, надо смотреть, что вокруг!» — считает правозащитница.

«В ближайшие дни должна быть кассация по делу о «панк-молебне», — напоминает адвокат Виолетта Волкова, защищавшая обвиняемых в Хамовническом суде. — Люди начали разбираться: они поняли, что выступление Pussy Riot было не против церкви, а политической акцией. В последнее время я вижу работу пропаганды — статьи в «Российской газете», телепередачи, Мамонтов работает. То есть не последние журналисты в это вовлечены. И в данном случае такое чудовищное происшествие может относиться к провокативному ряду».

С другой стороны, и Волкова, и Алексеева допускают, что преступление мог совершить психически неуравновешенный субъект, далекий от политики и тем более от силовых структур:

«Нормальный человек не совершит такого преступления, к тому же под эгидой Pussy Riot», — уверена Волкова.

Но кто бы ни стоял за двойным убийством в Казани, очевидно: в ходе процесса Pussy Riot в обществе обострилось противостояние на околорелигиозной почве.

До недавнего времени, говоря о религиозном фундаментализме, о преступлениях, совершаемых религиозными фанатиками, мы преимущественно имели в виду воинствующих исламистов. Теперь криминально-политическую хронику освежили православные радикалы и их оппоненты. Последние акции в защиту «пусек» направлены не столько против коррумпированных иерархов, сколько против православной церкви как таковой. Сюда относятся и граффити на храмах, и уничтожение поклонных крестов.

Но и православные фундаменталисты заметно активизировались. Прозвучало предложение создать «православные дружины» не только для защиты храмов, но и для борьбы с «кощунниками», к числу последних относятся и те, кто носит «неправильные» футболки.

И первые «успехи» уже налицо. Недавно православные активисты, усиленные съемочной бригадой НТВ, пытались сорвать недостаточно благочестивое представление «Театра.doc».

Преступление, случившееся в Казани, при условии «правильной» подачи в СМИ может ввергнуть общество в самую настоящую религиозную войну.

С этим согласен исламский философ Гейдар Джемаль:

«Это один из компонентов гражданской войны, которая разжигается силовиками на самом деле не с целями гражданской войны, а с другими целями. На происшествии в Казани написано огромными буквами: «МЕНТЫ». Иначе быть не может, как и со спилкой крестов. Идет игра на разжигание противостояния между различными группами населения. Это составная часть их стратегии в преддверии обострения политической борьбы. А в Казани есть для этого благоприятные условия: там выращена особая порода местных «Евсюковых», которые немного пострадали за свои эксцессы и теперь готовы на все. Не спиливают кресты, а пишут кровавыми буквами».

По убеждению Джемаля, в разжигании противостояния в обществе участвуют спецслужбы, которые он назвал «чумой XXI века»:

«Спецслужбы отвязались от государственного контроля и работают с международной бюрократией. А менталитет секретчиков таков, что они не мыслят в категориях обычного человека. Они мыслят в категориях Каутского: движение — все, конечная цель — ничто. Они курируют процесс, оставаясь наверху».

А семена взаимной ненависти, которые сеют организаторы и исполнители подобных людоедских акций, взойдут обязательно, считает эксперт.

нирвана фильм