63 года в небе: самый старый бортпроводник ушел на пенсию

В 1949 году уроженец Гавайских островов Рон Акана по совету друзей откликнулся на объявление о наборе бортпроводников в авиакомпанию United Airlines. Когда его приняли на работу, он стал одним из первых стюардов мужского пола. Когда в августе 2012 года в возрасте 83 лет Рон Акана наконец решил уйти на пенсию, он официально стал самым возрастным бортпроводником в истории авиации. В октябре заметка о нем появится в Книге рекордов Гиннесса.

По словам Рона Акана, проработавшего в United Airlines — крупнейшей авиакомпании современности — 63 года, в молодости ему очень хотелось сбежать с надоевших Гавайский островов, где, по его словам, и заняться-то было нечем. И тогда он решил попробовать устроиться стюардом. «Мы и понятия не имели, что вообще значит быть проводником. Но в те времена это означало, что ты попадешь на материк, а это уже было большой удачей», — поделился воспоминаниями американский пенсионер, который с 2002 года проживает в Колорадо, чтобы быть поближе к своим внукам.

Через два года после начала работы в United (чьи самолеты тогда, не в пример современным, были оборудованы барами, а пассажиры курили и комфортно размещались в креслах, какие сейчас можно встретить только в первом классе) Рон Акана был вынужден отставить должность бортпроводника и по зову родины отправиться на Корейскую войну.

В 1953 году Акана вернулся к работе. Этот год запомнился ему хорошо, поскольку Рону удалось пообщаться с несколькими знаменитостями сразу — он обслуживал рейс, на котором среди прочих пассажиров летели звезды кинофильма «Отныне и во веки веков» Фрэнк Синатра, Дебора Керр и Берт Ланкастер. О Ланкастере Акана сохранил такое воспоминание: за время полета на Гавайи актер выпил примерно 13 порций мартини.

Среди тех, с кем Акане удалось повстречаться над облаками, также оказались бывший президент США Билл Клинтон и американский комик Ред Скелтон. Бортпроводник вспомнил, что комедийный актер пародировал его во время инструктажа по безопасности и, естественно, привлек к своему экспромту гораздо больше внимания, чем Акана — к своему обязательному выступлению перед пассажирами. «Весь самолет хохотал, и, само собой, никто на меня не смотрел», — рассказал стюард.

Работа уроженца Гавайских островов подарила ему множество незабываемых впечатлений, встреч и знакомств. Например, именно на борту самолета он познакомился со своей женой Элизабет. Это случилось в 1962 году, и вскоре после этого пара поженилась. Элизабет, которая тоже была стюардессой, уволилась — правила компании запрещают работать вместе с родственниками (но за Элизабет «расквиталась» дочь Джин, которая по примеру своих родителей устроилась бортпроводником в United Airlines).

В общем, Акана успел многое повидать — в конце концов, он проработал в небе 63 года, а за это время изменения произошли как в авиации, так и в жизни пассажиров. Например, их стали лучше кормить и тщательнее досматривать в аэропортах, а сами они стали относиться к полетам как к чему-то обыденному (например, рассказывает бортпроводник, несколько десятков лет назад пассажиры одевались в деловые костюмы и красивые платья специально для полета, а людей в полупижамных нарядах на борту увидеть было невозможно). Самолеты стали быстрее летать, в них начали показывать фильмы и запретили курить. Кажется, только Рон Акана все эти 63 года оставался единственной константой в United Airlines.

Свой последний полет в должности старшего бортпроводника Рон Акана совершил 26 августа 2012 года. Он отправился из Денвера, штат Колорадо, на один из гавайских островов — Кауаи (сначала сообщалось, что он полетит в Гонолулу). Вместе с ним на борту были его родные. Обратно же 83-летний американец отправился на самолете уже в качестве пассажира. Перед последним рабочим рейсом пожилой бортпроводник признался, что будет очень скучать по небу.

Что же заставило его оставить любимую работу? Сначала американские издания сообщили, что 83-летний Акана собирается уйти на пенсию по состоянию здоровья. «Суставы и кости дают о себе знать», — как-то сказал он журналистам. Разумеется, для столь пожилого мужчины причина вполне уважительная — не каждый 83-летний турист согласиться слетать на самолете хотя бы в отпуск, а Акана трудился на рейсах наравне с молодежью.

Однако позднее в беседе с Associated Press новоиспеченный пенсионер сообщил, что United Airlines предложила ему хорошую премию за выслугу лет. При этом какое-то время 83-летний бортпроводник колебался, потому что в ближайшее время (в октябре 2012 года) United должна получить «Боинг 787» и он очень хотел поработать на борту «Лайнера мечты». «Но теперь мне придется наблюдать за ним со стороны», — отметил Акана.

Впрочем, особенно переживать пенсионеру все-таки не стоит: совсем скоро он сможет побывать на борту нового «Боинга» в качестве пассажира. На счету Аканы — около 200 миллионов миль, которые были ему начислены по программе часто летающих пассажиров. 200 миллионов миль — это примерно 40 расстояний до Луны и обратно.

Чтобы было понятно, насколько это много, AP предложило такой наглядный пример: если бы Рон Акана захотел, он мог бы взять в полет первым классом всех жителей небольшого городка с населением 1138 человек из Чикаго в Гонолулу и обратно. И так ежемесячно в течение 12 лет. И даже после этого у него бы остались бесплатные мили, которые он мог бы потратить на путешествия в компании своей супруги Элизабет.

В общем-то, именно этим Рон Акана и намерен теперь заняться, хотя еще во время своих многочисленных отпусков уже успел побывать в Новой Зеландии, Австралии, Гонконге и многих европейских странах. Сейчас он заканчивает рассылку благодарственных писем доброжелателем, а затем будет готовиться к путешествиям. Куда именно он намерен отправиться первым делом, пока неизвестно. «Нам предстоит так много всего увидеть!» — заявил он в беседе с журналистами.

Отдых Рон Акана, безусловно, заслужил. Как и титул самого возрастного бортпроводника в истории авиации. Соответствующий сертификат пенсионеру уже вручила Книга рекордов Гиннесса, признавшая его заслуги. В издании Книги статья о Роне Акане, стюарде с 63-летним опытом, появится в октябре 2012 года — тогда же, когда United Airlines получит свой первый Dreamliner.