Принципы организации власти

Это вторая часть краткого введения в принципы Общества Светлого Будущего (проект политического планирования для России, который строят Лекс Кравецкий и Сергей Кургинян).

Двунаправленный социальный лифт

Основная цель организации власти: максимальное использование способностей каждого члена общества для управления обществом.

Инструментом для этого является введение двунаправленного социального лифта. То есть, способности общества быстро и эффективно поднимать наиболее честных, уважаемых и талантливых граждан на тот уровень, где они максимально полно сумеют использовать свои управленческие способности на благо общества. И, с другой стороны, низвергать с руководящих должностей тех, кто запятнал свою репутацию или проявил существенную степень некомпетентности.

Социократия

Недостаток современной модели демократии в том, что она представляет собой «выбор без выбора». При формальном наличии нескольких кандидатов, для большинства населения они являются «говорящими головами в телевизоре», оживающими только на предвыборный период. После выборов они никак не отвечают даже за свои вполне конкретные обещания, не говоря уже о более глобальных вещах.

Фактически, такая «демократия» даёт подавляющему большинству граждан лишь иллюзию их причастности к управлению жизнью общества, реально же власть целиком реализуется крайне небольшой группой лиц. Про реальные цели и про личные качества представителей этой группы «избирателям» известно довольно мало, и почти отсутствует возможность хоть что-то про них узнать.

Как альтернатива такому положению вещей предлагается «Социократия», понимаемая как власть всего общества над своей судьбой. Термин «демократия», увы, использовать не представляется возможным, ввиду его практически полной дискредитации.

Народные конгрессы

Обществу необходимо обрести власть над самим собой. То есть, в той или иной степени включить всех граждан в сферу управления или, по крайней мере, предоставить реальную возможность включиться.

Главным государственным органом должна стать иерархическая система «народных конгрессов». Каждый гражданин входит в первичную территориальную и первичную производственную ячейки (численностью 30-40 человек), называемые «народными конгрессами первого уровня». Открытым всеобщим голосованием конгресс первого уровня выбирает нескольких делегатов в конгресс второго уровня. Конгрессы второго уровня выбирают делегатов на третий и так до самой вершины иерархии.

Выборы идут «перманентно» на специально предназначенном для этого сайте. Каждый гражданин имеет право изменить свой выбор в любой момент, и как только соотношение голосов, отданных за делегатов, изменится, ставший более популярным делегат заменит менее популярного.

Принимаемые каждым конгрессом решения находятся в открытом доступе. Кроме того, каждый делегат в конгрессе более высокого уровня обязан регулярно очным порядком отчитываться и консультироваться с выдвинувшим его конгрессом более низкого уровня.

Открытость и перманентность выборов, возможность мгновенной замены делегата, а также выбор только из числа тех, кого знаешь лично и с кем имеешь возможность постоянного общения, радикально повысят степень ответственности делегатов и исключат возможность длительного нахождения заведомо некомпетентных представителей на ключевых постах.

Роль конгрессов

Конгресс ведает не осуществлением исполнительной власти, а утверждением и контролем над реальными руководителями. Руководство предприятием, университетом или больницей может осуществлять только специалист, однако контролировать его деятельность должны избранные обществом представители.

Производственный конгресс утверждает или снимает руководителей на одну ступень более низкого уровня параллельной исполнительной иерархии. Кроме того, производственные конгрессы организуют ревизии, анализируют ситуацию на подконтрольном им уровне (своими силами и с помощью привлечённых экспертов), следят за условиями труда и быта, решают конфликты в досудебном порядке и т.п.

Член конгресса, уровнем выше первого, не может одновременно занимать руководящую должность в исполнительной ветви. В случае его назначения, он автоматически теряет место в конгрессе.

Территориальные конгрессы занимаются оптимизацией быта на местах, ведают вопросами строительства магазинов, школ, детских площадок. С ними согласовывают прокладку дорог и т.п. Кроме того, в их ведении находится сбор статистики запросов населения.

Дополнительная роль территориальных конгрессов — дать возможность выдвинуть своих представителей гражданам, не занятым на производстве.

На определённом уровне производственные и территориальные конгрессы сливаются между собой, формируя единые конгрессы. Производственные конгрессы, тем не менее, предоставляют единым конгрессам больший процент делегатов.

Разработка и принятие законов

Законодательная власть реализуется через всенародное голосование по проектам законов. Как и в случае с выбором на следующие уровни народных конгрессов, голосование перманентно.

Проекты законов могут вноситься любым гражданином или любой группой граждан. Проект первоначально попадает в ближайший к автору проекта конгресс, который осуществляет предварительное устранение недочётов в проектах и отсев заведомо абсурдных. Далее проект вышеописанным образом обрабатывается на всех уровнях иерархии конгрессов и выносится на всеобщее голосование.

Аналогично происходит принятие поправок или отмена законов.

Устройство экономики Экономика как система удовлетворения потребностей

В современной экономике тоже декларируется удовлетворение потребностей как основная цель. На деле же реальным определяющим критерием является увеличение прибыли и этот критерий полагается неразрывно связанным с основной целью.

Однако этот тезис является ложным, так как известен ряд способов, — например, спекуляция или биржевые игры, — получать прибыль, не удовлетворяя потребности общества или даже ухудшая уровень его благосостояния.

Таким образом, значительная часть ресурсов общества тратится не на увеличение количества общественных благ, а на их перераспределение в пользу небольшого круга граждан. Исключив прибыль как критерий эффективности, мы сумеем использовать на благо общества все имеющиеся у него ресурсы.

Необходимость централизации экономики

Современность распыляет человеческие ресурсы. Многие десятки миллионов людей в процессе своей деятельности фактически взаимно уничтожают плоды труда друг друга, как это, например, происходит в сфере маркетинга, где основное занятие львиной доли сотрудников крайне напоминает перетягивание каната — от одной фирмы к другой и обратно при том же количестве предоставленных обществу благ.

Кроме того, заведомая неполнота информации, в рамках которой одни предприятия могут только догадываться, что делают и, главное, собираются делать другие, приводит к непредсказуемости совокупной ситуации. А результат тому — кризисы пере- и недопроизводства.

Наконец, самая суть допустимости частного владения средствами производства — их сосредоточение в руках узкого круга лиц. Отсюда вытекает расслоение общества, нищета одних при запредельной роскоши других.

Устранение этих факторов путём передачи основной массы средств производства в общественное владение способно даже на нынешнем технологическом уровне обеспечить изобилие для всех, а не для пяти процентов населения. Вслед за этим неминуемо последует развитие технологий — ведь общество обретёт способность к концентрации научных и производственных сил в целях всеобщего блага.

Скептики скажут, что централизация экономики противоречит её эффективности. Но почему в таком случае крупные корпорации, по численности персонала сравнимые с небольшими государствами, не вводят внутри себя рынок, с конкуренцией между отделами и полной их автономией? Почему их экономика полностью централизована? Почему их не вытесняют мелкие фирмочки, если децентрализация так эффективна?

Напротив, весь опыт человечества говорит о крайней полезности централизации.

Единственными возражением против неё могут быть недостаточная для обработки столь больших массивов данных вычислительная мощность и проблемы с мотивацией. Но первая проблема по факту уже решена — вычислительной мощности современного парка компьютеров хватит на централизованное управление экономикой всей планеты. Вторую же проблему решит способ построения власти, при котором не малая группа людей будет владеть всеми полномочиями, а всё население будет вовлечено во власть.

Централизованное планирование и автоматизация управления

Координацией деятельности всего общественного производства занимается единый государственный институт. При помощи сбора непосредственной статистики потребления, а также при помощи анализа динамики цен, пожеланий граждан и запросов организаций, он вычисляет существующие потребности общества.

Сумма этих знаний определяет целевую функцию данного момента. Построив систему уравнений, описывающих соотношения ресурсов с производимыми из них продуктами (включая, конечно, человеческие ресурсы — количество труда, количество специалистов, количество мест их подготовки и т.п.) и наложив на неё ограничение в виде целевой функции, мы получим возможность вычислить «идеальное состояние». То есть, то самое, при котором произведённое на следующем этапе будет соответствовать потребностям.

Таким образом, центральная планирующая организация задаёт направление всей экономике. Вслед за этим решается следующая задача: распределения производства по отраслям, областям. Более точные задачи, например, частные вопросы организации производства, решаются уже на более низких уровнях — уровнях отраслей, областных объединений производств и так далее, вплоть до отделов.

На всех уровнях иерархии не используются денежные расчёты. Вместо этого каждый уровень распределяет поступившие в его распоряжение ресурсы между нижестоящими. И наоборот, собирает с них запросы на ресурсы, обобщает эти запросы и передаёт на вышестоящий уровень.

Частное предпринимательство

Ограничения, накладываемые на предпринимательство, обусловлены одним из основных принципов: никто не должен обогащаться за счёт чужого труда. Если разница доходов между неким гражданином и средним уровнем доходов по профессии — в пять раз, — то можно предположить, что гражданин весьма талантлив. Если она в двадцать раз — гражданин, быть может, гениален. Но если разница в сто раз, то этот гражданин совершенно точно живёт за счёт труда других. Его реальный трудовой вклад и в этом случае может быть высоким, однако львиную долю его богатства обусловил чужой труд.

В связи с этим, частное предпринимательство можно считать допустимым, — закрыв глаза на его неэффективность в сравнении с централизованной общественной экономикой, — но лишь до тех пределов, пока предпринимательство приносит доход, пропорциональный труду на общественное благо.

Это подводит нас к мысли, что существует некоторый «потолок» ежемесячного дохода, выше которого заведомо не должен подняться частный предприниматель.

Физически этот потолок реализуется через ограничение на перевод денег от одного частного лица другому. Ограничение не распространяется на перевод со стороны государства и на сторону государства. То есть, в виде зарплаты государственный работник может получить любую сумму. Любой же суммой он может оплатить ставку на потребительском аукционе. Однако если переводы денег от частных лиц упрутся в определённый «потолок», до истечения месяца новые переводы в его пользу осуществлены быть не могут.

Таким образом, частный предприниматель может сколь угодно расширять своё предприятие, но исключительно в кооперации со всё бо́льшим и бо́льшим числом «совладельцев». И при этом довольствоваться «потолком дохода» для себя лично.

В этой ситуации государство может предложить ему национализацию его предприятия. В случае его согласия, предприятие станет государственным, а его бывший частный владелец займёт должность директора предприятия с зарплатой, в разы превышающие «потолок предпринимателя». За содействие же внедрению его управленческих находок на других предприятиях он получит дополнительные премии. В результате национализация предприятия будет взаимовыгодной и для него, и для общества.

Роль частного предпринимательства

Мы считаем, что частное предпринимательство менее эффективно, чем централизованная экономика. Однако отдаём себе отчёт, что оно обладает особого рода притягательностью для целого ряда граждан (особенно для тех, кто никогда им не занимался).

Частное предпринимательство вводится не как источник экономической эффективности, а как альтернативный путь для талантливых людей с духом авантюризма. Во многом его роль — психологическая.

Человек имеет возможность попробовать свои силы, имеет способ доказать свои способности, если их по какой-то причине не замечают. Наконец, если некоторый фрагмент общественной экономики дал сбой, предприниматель может указать на вариант решения этой проблемы своим примером. Тем самым, данный институт компенсирует потерю эффективности, которую несёт общество из-за переключения части граждан на предпринимательскую деятельность. Вдобавок, предпринимательство в некотором спектре областей (кафе, ателье пошива оригинальной одежды, театры) даёт обществу дополнительные элементы разнообразия.

Конечно, допустимым считается частное предпринимательство исключительно в производственной, творческой или же обслуживающей сферах. Спекуляция и тотализаторы благу общества не способствуют. Также по понятным причинам недопустимо предпринимательство в стратегических областях.

Распределение благ Неотъемлемые блага

Ряд неотъемлемых потребностей человека, как то: питание, одежда и предметы гигиены, жильё, лечение и оздоровление, транспорт, место для отдыха, образование и доступ к культурным ценностям, — удовлетворяются вне экономической конкуренции.

В условиях временной нехватки, средства удовлетворения потребностей равномерно распределяются на всех (как, например, в случае с питанием) или же на интеллектуально-конкурсной основе (как в случае с высшим образованием).

Эти потребности считаются настолько неотъемлемыми, что становятся по факту не только правами, но и «обязанностями». Так, каждый не только имеет неотъемлемое право, но и обязан получить среднее образование. Не только имеет право на жильё, но и обязан жить под крышей. Не только имеет право лечиться, но и обязан это делать.

Неотъемлемые потребности часто обладают не обязательными, но приятными человеку чертами. Например, еда может быть «изысканной», одежда — «модной» или «стильной». При производстве продуктов первой необходимости следует стремиться к наделению их приятными чертами в наибольшей степени. Однако если это приводит к невозможности произвести достаточное для всего населения количество таких продуктов, то такие продукты распределяются уже не по «уравнивающей» системе, но на той же основе, на которой распределяются прочие продукты.

Распределительный смысл денег

Единственной функцией денег полагается распределение приоритета доступа к материальным и прочим благам, которых по каким-то причинам пока ещё не хватает на всех.

Прояснить концепцию можно на примере упрощённой модели. Положим, в государстве каждый товар продаётся через аукцион. Первым получает товар тот, кто предложит за него наибольшую ставку. Следующий экземпляр получает тот, чья ставка была второй по величине и так далее.

В рамках этой схемы понятно, что товар, произведённый в количестве, превышающем запросы общества, фактически будет распределён забесплатно. Если по какой-то причине окажется, что бесплатный товар приведёт к повышению спроса, то ставки на него начнут расти до тех пор, пока каждый участник «торгов» не скажет «я пас». Потраченные «победителями» аукциона деньги временно исключат победителей из торгов за другие товары.

Математическая модель показывает, что в среднем каждый будет получать количество «платных» благ, пропорциональное его зарплате.

Конечно, аукционная модель в чистом виде действует только для товаров, не предполагающихся к ежедневному распространению. Продукты питания или средства гигиены возможно приобрести по упрощённой схеме: покупателю по приходу в магазин надо оплатить усреднённую ставку заказов на этот товар. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается возможность гарантированного получения товара по предзаказу, но за бо́льшую сумму денег, с другой стороны, предзаказ становится необязательным.

Обращение денег

Круговорот денег в нынешнем его понимании отсутствует. Деньги не совершают неограниченного количества циклов от производителя к потребителю и обратно. Вместо это деньги «создаются» в момент выплаты зарплат государственным служащим и «погашаются» в момент «покупки» у государства товаров конечного потребления.

Эти деньги не используются для расчётов государственных предприятий во время производственных этапов, их нельзя вложить под проценты или получить в кредит, они не порождают никаких «производных» ценных бумаг.

Деньги имеют только электронную форму. Хотя для удобства используются расчёты в абсолютных величинах, на самом деле на личном электронном счёте хранится доля человека от общей массы денег. Таким образом, переменность этой массы в принципе не может привести к обесцениванию ранее полученного. Инфляция фактически отсутствует.

Это, с одной стороны, приводит к ненужности вкладов и кредитов, а с другой, — что более важно, — устраняет все причины экономических коллапсов, вызываемых чисто финансовыми, но не «физическими» причинами.