Гомо — сапиенс!

«Росбалт» продолжает публикацию статей в рубрике «Семья в разрезе, в которой уже говорили о разных семьях с точки зрения продолжения рода: у кого много детей, у кого их совсем нет, у кого дети не такие, как у других. Взрослый состав семьи – собственно, супруги – рассматривался все время традиционный: мужчина и женщина. Поговорим теперь о супружеских союзах, в которых оба партнера – одного пола.

В середине октября интернет-версия газеты «Новая Бурятия» сообщила, что в Улан-Удэ поселится гомосексуальная семья. Уроженец столицы Бурятии двадцатичетырехлетний Илья заключил официальный брак с тридцативосьмилетним Александром, для чего влюбленным пришлось поехать в Прагу, где такой союз можно оформить. Издание цитирует гордые слова Ильи: «Мои родные нормально отнеслись к нашей свадьбе… Сказали: кто бы ты ни был – ты наш сын». Жить молодые собрались в бурятской столице. Один знакомый автора этих строк, прочитавший в Сети эту историю, сочувственно поинтересовался: «И как они жить там будут? Они правда хотят открыто объявить о своей ориентации? В Улан-Удэ?!»

Знакомый автора предполагает, что уж у нас-то в столицах, в Москве и Петербурге, люди куда продвинутее и восприняли бы однополый союз адекватно. Социологи не согласны. Известный петербургский сексолог Лев Щеглов считает, что Россия «не готова» к принятию однополых браков «и еще долго не будет готова». Психотерапевт Гарник Кочарян на своем ресурсе в Сети приводит данные исследований ВЦИОМ, проведенных несколько лет назад. На вопрос: «Как следовало бы поступить с гомосексуалами?», 30 процентов совсем молодых респондентов (18-24 лет) и почти 40% респондентов старше 60 лет ответили: «Изолировать от общества».

Россия – страна общинная и страна традиций. Русская Православная церковь в вопросе гомосексуальных связей придерживается такой же категоричной позиции, как и в вопросе абортов. Одна из публичных фигур РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин говорит по поводу признания однополых союзов: «Это еще один шаг к разрыву с Законом Божиим и к установлению диктата греховных принципов над всем остальным, что есть в обществе, над моралью и человеческим естеством, которое предполагает семью, состоящую из мужчины и женщины, и рождение в ней детей».

Другие традиционные религии однополой любви также не приемлют. «Угрозой в отношении традиционной семьи», «подрывающей будущее человечества», назвал такие союзы папа римский Бенедикт XVI. «Мерзостью и скверной», в одном ряду со скотоложством, именуется гомосексуализм в Ветхом Завете, и все мы помним горькую историю «блудодействовавших» жителей Содома и Гоморры. «Посланник Аллаха проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам», — говорится в сборнике хадисов (высказываний) пророка Мухаммада. В индуизме считается, что люди, позволяющие подобного рода страсти захватить себя, опускаются до уровня нечистых демонов – ракшасов. У приверженцев зороастризма считается позволительным убить на месте застигнутых гомосексуалистов. Только миролюбивое мировоззрение буддистов позволяет относиться к однополым связям почти терпимо: Далай-лама Тендзин Гьяцо назвал в одном своем выступлении гомосексуальные отношения «неподобающими». Буддизм, кстати, широко исповедуют в Бурятии, так что, возможно, супруги Илья и Александр не зря выбрали Улан-Удэ на жительство…

Россияне традиционных взглядов занимают, как правило, непримиримую позицию по отношению к однополой любви, даже если не считают себя слишком религиозными. Автор этих строк поговорил со своими знакомыми самых разных возрастов. Все собеседники были согласны, что «это личное дело каждого» и «никто ни над кем не обязан держать свечку». Далее начинаются нюансы. Собеседники помоложе и среднего возраста сказали, по сути, следующее: раз дело личное, значит, пусть они сидят тихо; зачем это все время возобновляются разговоры о гей-парадах? Почему по телевизору только и видна «голубая» эстетика? Как они смеют заговаривать об официальной регистрации браков? Собеседники постарше (около 60) заявили, что это вообще все от распущенности и неумения обуздывать свои страсти; мол, природа предусмотрела соединение двух полов, значит, все могут и обязаны жить так.

Вот что говорит наука. В Большой Советской энциклопедии, издание 1969-1978 годов, читаем, разумеется, следующее: «Гомосексуализм – половое извращение, заключающееся в противоестественном влечении к лицам своего пола». Далее в статье гордо сообщается о том, что законодательстве СССР, соцстран и даже «некоторых буржуазных стран» предусмотрено уголовное наказание за мужеложство. «Большой психологический словарь» издания 2004 года более мягок в выражениях: «Сексуальное влечение к лицам своего пола… Известен чуть ли не со времен позднего палеолита… Сейчас зафиксирован практически во всех странах». Далее в этом источнике указывается, что исключительно гомосексуальную жизнь ведут не более 6 % мужчин и 4% женщин; эпизодические однополые контакты имеют не менее трети мужчин. Есть научные свидетельства гомосексуализма животных; в Сети есть упоминания о таком поведении представителей более чем полутора тысяч видов: позвоночных, членистоногих, моллюсков, червей. В «Словаре практического психолога» С.Головина читаем: «Однозначного объяснения гомосексуализма… нет. Одни ученые связывают его с врожденной бисексуальностью человека, другие – с нарушением гормонального баланса в зародышевой фазе развития, третьи – с особенностями развития и воспитания… Никаких действенных способов предотвращения гомосексуализма у детей и подростков не существует, а некомпетентное вмешательство взрослых лишь увеличивает трудности».

По вопросу о том, могут ли и должны ли гомосексуально ориентированные люди делать над собой усилие и жить в традиционной семье, высказывается сексолог Валерий Косых: «Представление о том, что женщины вызывают у гомосексуальных мужчин отвращение – по большей части легенда. Просто таких мужчин женское тело не возбуждает. А общаться и дружить с женщинами геям даже нравится. Что касается лесбиянок – очень существенная их часть сначала была гетеросексуальна, состояла в обычном браке, зачастую с детьми; а в результате опыта с другой женщиной они вдруг открывают для себя, что такое секс без грубости и унижения, и меняют свою жизнь. Так что разнополый брак для всех гомосексуалов возможен: он может быть фиктивным, полуфиктивным – можно вместе жить, но не спать; а можно оставаться в традиционном браке по социальным причинам, но истинно любить представителя своего пола. Надо признать, что в глубине души гомосексуалы этот вид отношений все равно считают лживым. Я изучал один случай еще из советских времен: жила супружеская пара, не последние люди в своем городе, на телевидении работали, вырастили сына. И вдруг муж заявляет лет через 25 счастливой супружеской жизни: не могу больше! Вот моя истинная любовь, он мужчина, я от тебя ухожу. Для советской действительности – скандал чудовищный! Огласка! С работы обоих уволили… Но даже под прессом советского менталитета этот мужчина не смог бесконечно себя ломать».

При изучении сайтов ЛГБТ-сообщества (для непосвященных: «ЛГБТ» означает «лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы», это наиболее корректное для нашего времени именование сторонников нетрадиционных отношений) действительно осознаешь их главную идею: мы не хотим обманывать, мы есть, мы такие, какими уродились; мы не считаем, что мы больны и нас надо лечить; союзы между нами мы не согласны считать ошибкой, поэтому хотели бы равноправия и в этом вопросе.

Разговоры о признании однополых союзов наравне с традиционными браками идут в цивилизованном мире где-то с 80-х годов ХХ века (хотя некоторые историки считают достоверными сведения о женитьбе на юношах императоров Нерона и Гелиогабала, но эти двое были все-таки большими оригиналами). В 1973 году американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из списка психических заболеваний, и уже в следующем десятилетии заговорили о том, что и союзы между этими людьми нормальны, а значит, могут быть признаны. Впервые термин «домашнее партнерство» применяют в 1984 году в Калифорнии. В 1989 году в Дании вступает в силу закон о зарегистрированных партнерствах, в котором записано, что их могут создавать двое людей одного пола. В 1993 году аналогичный закон принимают в Норвегии, в течение следующих нескольких лет похожие законы появляются в Австралии и Израиле. До конца ХХ века законы о партнерствах принимают Швеция, Исландия и Нидерланды. Последние в 2001 году идут дальше всех: появляется закон об однополых браках. То есть союз двух любящих сердец в этой стране перестают стыдливо именовать «партнерством» и мучительно обговаривать отличия от брака: закон признает за однополыми парами абсолютно равные права с традиционными семьями во всех аспектах семейной жизни. За Голландией следуют другие европейские страны: например, в 2004 году в Великобритании ратифицирован Акт гражданского состояния, вводящий в законодательство понятие однополого брака. Одним из первых воспользовался новой юридической ситуацией знаменитый певец и музыкант Элтон Джон: в 2005 году он заключил официальный союз со своим давним другом Дэвидом Фернишем.

В мае нынешнего года президент США Барак Обама решил в ходе предвыборной кампании показать себя другом всех американцев без изъятья. В интервью Эй-би-си главный демократ Америки заявил: «Я всегда ратовал за то, чтобы с американскими геями и лесбиянками обращались справедливо и предоставляли им равные права… По моему мнению, однополым парам нужно дать возможность заключать брак». Законы, позволяющие жениться людям одного пола, уже были к этому моменту в пяти штатах и в Федеральном округе Коламбия, а после смелого заявления главы государства закон собрались принять еще и в штате Вашингтон. Против подобных инициатив выступили представители Римско-католической церкви, а священнослужители Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей обратились к пастве с посланием, в котором говорится: «Мы утверждаем, что Таинство Бракосочетания исходит от Бога… Мы утверждаем, что такой брак исключительно относится к союзу одного мужчины и одной женщины… что всякий иной вид «брачного» сожительства, даже если он получает одобрение государства или общества в целом, не может считаться браком, а является грехом, создавая стену между Богом и человеком». Интернет сообщает, что Барак Обама по вероисповеданию «протестант», но протестантов много разных. Например, Американская епископальная церковь, которая считается одной из самых либеральных конфессий. В священники-«епископалы» был рукоположен гомосексуалист еще в 1996 году, а в 2003-м открытый гей был возведен в сан епископа. В этой конфессии есть канон обряда бракосочетания однополых пар. А первой многочисленной американской протестантской конфессией, одобряющей гомосексуальные браки, стала в 2005 году Объединенная церковь Христа, иначе «конгрегационалисты» — старейшая протестантская конфессия в Штатах. В 2006 году решение одобрять однополые союзы приняла лютеранская Церковь Швеции.

Вообще представители ЛГБТ-сообщества чаще всего атеисты или далекие от религиозных установлений агностики. Тот же Элтон Джон со своим возлюбленным не венчался. В большинстве случаев речь идет о признании хотя бы официального светского брака. Многие интересуются – зачем? Зачем ЛГБТ-сообщество все время ведет публичную борьбу за официальную регистрацию брака, навлекая на себя гнев традиционного общества? Потому что это будет означать, во-первых, абсолютное признание людей нетрадиционной ориентации в обществе. Во-вторых, официальный брак дает супругам ряд прав, которые важны в разных жизненных ситуациях: на совместное имущество, на алименты, на наследование, право не свидетельствовать в суде против супруга, право выступать доверенным лицом от имени супруга, право на совместное родительство и воспитание приемных детей.

О родительстве однополых пар ведется отдельная ожесточенная дискуссия. Сторонники традиционного образа жизни убеждены, что ребенок, воспитанный не разнополыми родителями, неправильно гендерно ориентирован – проще говоря, не ощущает себя в роли существа того или иного пола. Травмируют маленького человека необходимость сопоставлять свою семью и «нормальные» семьи других детей, насмешливый интерес сверстников. Кроме того, подавляющее большинство критиков однополых семей уверены, что в такой семье и ребенок вырастет сторонником нетрадиционных отношений. Исследования западных специалистов развенчивают почти все такого рода представления. Не становится человек, росший в семье гомосексуалов, обязательно гомосексуалом. Понимают эти люди свою роль и способны более широко трактовать роли других людей. Представители ЛГБТ-сообщества еще непременно подчеркивают, что дети в однополых семьях – это всегда обдуманный шаг и плод борьбы с общественным мнением, поэтому это несомненно желанные дети.

Психолог Виктория Серлик рассуждает о ситуации, когда ребенок или дети растут в однополой семье: «Хроническая жизнь в атмосфере постыдных тайн и стыда — самое травматичное, что может произойти с ребенком… Лучшее, что может подарить родитель ребенку – возможность выбирать, кто он и каким ему быть, при непременной поддержке на пути становления его личности… Разнообразие гендерных моделей поведения поможет ребенку… лучше сориентироваться в мире и принять, что люди – разные, и он имеет право быть таким, какой он есть, и это – нормально».

Комментирует семейный психолог и постоянный консультант этой колонки Мария Галкина: «В среднестатистическом российском садике, школе маленький человек заявляет: «А у меня не папа и мама, а две мамы!» — а теперь вообразите, как реагируют в первую очередь педагоги, а вслед за ними дети. Не будет жизни этому ребенку. Поэтому соглашусь с коллегой в ее основной мысли – ему надо прививать гибкость мышления. Не учить обманывать, а учить следить за своей речью. Учить давать ответ в случае, если кто-то смеется. Это тончайшая грань, и особенно у нас в России балансировать на ней сложно…»

Еще немного цифр из исследования ВЦИОМ, которое цитирует в своей работе психотерапевт Гарник Кочарян. На вопрос, должны ли однополые пары иметь право вступать в брак, 25% опрошенных россиян ответили «Не согласен» и 34% — «Совершенно не согласен», то есть противников таких браков среди участников опроса – 59%. На вопрос: «Согласны ли вы с тем, что однополая пара может воспитывать ребенка не хуже, чем обыкновенная семья?», 26% респондентов ответили «Не согласен» и 41% – «Совершенно не согласен». Тех, кто готов отказать людям нетрадиционной ориентации в счастье родительства — 67% среди опрошенных. В ЛГБТ-сообществе склонны считать, что мы живем в гомофобном обществе.

К личностям, в резкой форме не приемлющим другую, непривычную реальность, психологи относятся с большим подозрением. Сексолог Валерий Косых считает: «Это означает неразвитость абстрактного мышления и неспособность осознать даже самого себя. А гомофобию специалисты определяют как навязчивый страх субъекта перед тем, что его собственная сексуальность в ее истинном виде имеет гомосексуальную окраску». Получается, эти люди сами себе противостоят…

Один знакомый автора этих строк, комментируя идеи борьбы с гомосексуализмом, спросил: «А есть смысл бороться с северным ветром? Он же все равно в природе есть, борись – не борись»…