Кикимора – наша национальная идея

Идеологические сумерки, в которых бродит уже третье десятилетие Россия, совсем сбили, по-моему, с панталыку наше чиновничество. Ничем другим невозможно объяснить эпидемию объявления российских регионов родиной разных сказочных персонажей. Делают это вполне официальные структуры, такие, например, как Московская ассоциация землячеств, которой пришло в голову составить «сказочную» карту России. Как ни крути, но подобные инициативы либо от вопиющего безделья, в котором мечутся власти, либо от утраты ими ориентиров в системе человеческих ценностей.

Комментируя факт объявления Ульяновской области родиной колобка, журнал «Коммерсантъ-Власть» выразился предельно жестко. «По-научному подобная процедура, — написал журнал в одном из недавних номеров, — называется замещением реальности образом и свидетельствует о психозе с неврозом». Но эти психоз с неврозом поразили не только наш регион, и его даже далеко не первым. До него было уже около двадцати областей, обзаведшихся сказочными земляками. Расхватали и Левшу, и Иванушку-дурачка, и Соловья-разбойника, и трех богатырей, и Кощея, и Емелю, и, естественно, Бабу Ягу, и, наконец, Кикимору, явившуюся на свет то ли в Костромской, то ли в Ярославской области.

Наверное, все это и правда психоз с неврозом, и случились они не на пустом месте. Их причина, вероятно, в осознании бессмысленности жизни в пустоте, без идей и идеалов. Отбросив коммунизм, Россия так и не смогла ничего найти взамен. В отличие от ряда других республик бывшего СССР. Украина, Молдавия, Грузия видят себя в Единой Европе, Эстония, Латвия, Литва — уже в ней. Евроцентризм сразу стал в этих странах основным трендом, поддерживающим оптимизм населения. И даже якобы притесняемые русские в Прибалтике ни за что не променяют Европу, в которую их ввели титульные нации, на Россию, холодную, мрачную, жестокую ко всем, кроме горстки ее нынешних хозяев. А хозяевам для удержания подданных в узде позарез нужна та самая национальная идея или хотя бы ее суррогат. Поиски привели к сказкам, но они, на мой взгляд, еще более беспросветны, чем реальность, и почвы для национального воодушевления в себе не несут.

Герои наших сказок, за редким исключением, или злы, или глупы. И это не только общепризнанные злодеи с несмышленышами вроде Кощея, Бабы Яги, Соловьяразбойника, Кикиморы, Лешего, Емели, Ивана-дурачка и так далее, но и персонажи из мира животных. Какую сказку ни возьми, везде проступают «родимые пятна».

Скажем, «Волк и козлята», в которой волк в два счета обводит вокруг пальца оставшихся дома одних, пока мать пасется, козлят. Сначала козлята поняли, что голос за дверью чужой, грубый, тогда как у их матери голос тонкий. Волк перековал свой голос у кузнеца, подслушал, какие слова поет, возвратясь домой, коза, и только она ушла на луг, как волк — к избушке: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молока принесла…». Они открывают, и волк всех их съедает. Но коза-то только что ушла, и пока нового молока не наберет, не вернется, то есть не могла она прийти через минуту и петь, что снова принесла молока. Да и они сыты, проголодаться не успели.

Или вот, казалось бы, замечательная сказка «Петушок — золотой гребешок», но петушок тоже оказывается в ней верхом глупости. Лиса подойдет, какую-нибудь ахинею скажет, петушок из окошка высовывается, она его хвать — и понесла. Он вопит, зовет дрозда с котом, чтобы спасли. Кот и дрозд слышат, нагоняют лису, отбирают у нее петуха и возвращаются домой. Уходя на работу, наказывают петуху быть осторожней, лису не слушать и из окна не высовываться. Но вот лиса опять под окном, и все повторяется. В третий раз кот с дроздом нашли своего товарища у лисы в норе, ее избили, а его забрали домой. За что избили лису, кстати, непонятно, ведь петух-то живой и невредимый. И лиса, выходит, не больно умна, если трижды уносила петуха, да так и не съела.

В сказке «Лиса и волк» лиса по совершенно неясным мотивам над волком издевается. Сначала советует ему хвост опустить в прорубь, а когда хвост вмерзает в воду и бабы избивают волка (а это зачем?), она прикидывается хворой и просит волка подвезти ее. Он соглашается, после чего лиса бубнит: «Битый небитого везет, битый небитого везет». Мораль-то сказки в чем?

И даже гуси-лебеди в наших сказках предстают какими-то извергами, детей уносят и доставляют Бабе Яге на съедение. Между тем все эти звери вовсе не заслуживают такого варварского к себе отношения. Лиса и гуси-лебеди просто красивы, волк — умнейший хищник и не без благородства, козы в жизни отличаются высочайшей сообразительностью, как и петухи. Чему могут научить, к чему позвать народ все эти сказочные персонажи? Особенно Кикимора — оборванная, злая, охотящаяся опять же на детей. Хотя, может быть, в этом кикиморизме и суть нашего сегодняшнего государства: население неуклонно сокращается, здоровье нации ухудшается, народ нищает. И путь его неведомо куда.

И ищет он неведомо что.