Почему в России цены выше, чем за рубежом?

Интерес к адекватности российских зарплат нашим ценам возник у меня после собственных наблюдений. Вырвавшись в благополучную Европу, с изумлением обнаружила, что в зарубежных магазинах можно отыскать вещи по нашим расценкам и даже намного ниже. Позже нашла подтверждения, что это — скорее правило, чем исключение. Российские аналитики от экономики заявляли и продолжают вещать, что цены в России «приближаются к мировым». Но при этом не все добавляют, что доходы большинства жителей развитых стран совсем не российские. Для примера: средний годовой заработок жителя США (в российских рублях) — более 800 тысяч, стран Евросоюза — более 950 тысяч, России — около 260 тысяч. Однозначного ответа на вопрос: «Почему такая разница?» я для себя пока не нашла. Привожу размышления, «сдобренные» цифрами и примерами. Можете поделиться своими версиями.

Дело не всегда в транспортных расходах

Вы заметили: кивая продавцам на неадекватность цен товаров их качеству, в первую очередь получаешь отповедь про транспортные расходы? Сетования на их дороговизну и удаленность стран, из которых к нам завозятся многие вещи и продукты. Но многие примеры из жизни идут вразрез с этим объяснением дороговизны.

Один лишь случай: мне была нужна новая сумка для путешествий. Большая, на колесиках. У нас в абаканских магазинах подобные стоят около 4-х тысяч рублей, и мне не хотелось ваыкладывать за нее ощутимую часть зарплаты. Приятель привез мне точно такую же сумку в подарок из Объединенных Арабских Эмиратов. Вызнала, что там она стоит около 600 рублей в пересчете на наши деньги. Хотя производитель тот же: Китай. Который гораздо ближе к нам, чем к Эмиратам. Только на цене это почему-то отражается совсем не по законам логики. И подобный конкретный пример — далеко не единичный. Если хотите еще — поищите в русскоязычном «Живом журнале», в котором много блогов посвящено развеиванию мифов об обоснованности цен на многие вещи в России: с примерами, сколько это стоит за рубежом. А также с приведением того, о чем рискнет рассказать не каждый продавец: из чего составляется российская цена и какова в ней доля накрутки по сравнению с «импортными» традициями. У нас она может достигать до 100-500%.

Как итог: россияне, которые часто бывают за границей, предпочитают «отовариваться» нужными вещами там. Конечно, не у всех имеется возможность регулярно летать в Лондон, чтобы покупать там шмотки в 2-3 раза дешевле, чем у нас. Но есть западные Интернет-магазины, пользоваться которыми никто не запрещает. Сориентироваться в них тоже помогают многие блоггеры. Так, в блоге http://t-itanium.livejournal.com/ рассказывается, «как купить в иностранных интернет-магазинах самые разнообразные товары в разы дешевле, чем в России».

«Налог на Россию»

Попробовала допытаться у знакомых предпринимателей: почему у нас такие цены по сравнению с зарубежными? В личных разговорах были озвучены их версии. Нелогичные с точки зрения иностранцев. Но понятные с нашей, российской, колокольни. Неофициально многие называют их «налогом на Россию».

Речь тут не классических о налогах. По разным исследованиям, в стоимость многих товаров в России закладывают не только понятные перевозки-растаможки-хранение на складе-сертификацию-содержание помещения магазина-зарплаты работников, но и откаты, услуги посредников и взятки.

Да и официальные расходы (вроде арендных платежей) в нашей стране часто завышены. Традиция такая сложилась: получать сверхприбыли, окупать построенные торговые здания не за десяток лет, а за пару-тройку. Эксперты считают, что именно поэтому у нас на арендные расходы может тратиться до трети оборота. Тогда как в западных странах нормальная цифра — около 10%. Естественно, предприниматели включают эти расходы в стоимость товара. Грубо говоря: непомерные траты торговцев оплачивают из своих кошельков покупатели.

По мнению продавцов, у нас «работают» и необъективные причины удорожания товаров. Те, которые на Западе не прошли бы. А в России их укоренению помогла наша история и пресловутый менталитет. Стоимость многого у нас завышена десятилетиями. Людей приучили, что нормально, когда цены растут, а не снижаются. Еще жители десятилетиями привыкали к неадекватному соотношению цены/качества и отсутствию достойного выбора. Проще говоря, жизнь их научила: «Берите, что есть и по какой цене дают — иначе и этого не будет». Времена изменились, а эти установки продолжают действовать. В итоге многие, не торгуясь и не возмущаясь, покупают втридорога то, что стоит копейки. И готовы платить больше, если это подорожает. Даже если у них нет лишних денег. Особенно это касается одежды.

Простой пример: в развитых странах джинсы обычно стоят в пределах 13-30 долларов. Известных марок — дороже. Но не на много. Так, джинсами «Леви Страус» в США можно обзавестись в пределах — до 40 долларов. Но в российских магазинах они могут стоить до 200 долларов. А самые обычные китайские джинсы сомнительного качества — до 100 долларов. Ну и что, что по меркам Запада джинсы на каждый день у нас получаются «золотой» одежно? Зачем снижать цену, если они и так уходят, как горячие пирожки?

Объяснения экономистов

Экономисты подтверждают многие обывательские наблюдения. Только объясняют сложившуюся ситуацию несколько по-другому. Они считают, что люди спешат купить многие вещи по завышенной цене еще и потому, что наш рынок до сих пор не насыщен нужными товарами. То есть, покупательский спрос не удовлетворен. До сих пор большую часть одежды (до 60%) и обуви (до 90%) нам привозят из-за рубежа. Конкуренция, которая могла бы помочь сбить цены, у нас пока слабо представлена. Могло бы изменить ситуацию, если бы россияне начали массово ездить за границу и одеваться-обуваться-обзаводиться необходимой техникой там. И этим «голосовать кошельками» за приемлемые цены на Родине. Но, к сожалению, по финансовым причинам для многих заграничные шоппинги пока недоступны.

При этом покупательная способность жителей нашей страны, хоть и растет, но по сравнению с развитыми странами продолжает оставаться низкой. Некоторые россияне в буквальном смысле отказываются от еды, приобретая какие-то нужные вещи. Возможно, кого-то приободрят подмеченные аналитиками ФБК положительные тенденции, что сейчас мы можем позволить себе купить гораздо больше, чем в советское время. В качестве одного из «мерил» повышающейся покупательной способности они приводят водку (которая стала доступнее более чем в 5 раз). Также отмечается, что россияне теперь могут позволить себе больше шампанского, репчатого лука, мяса птицы, яблок и других продуктов. Но не все позитивные изменения, отмечаемые на бумаге, мы можем ощутить на своей жизни. К примеру, если человек не употребляет водку, то ему все равно, как меняется ее стоимость. У него — свои примеры доступности/недоступности товаров. И его личные наблюдения не всегда совпадают с официальными данными.

Для объективной оценки покупательной способности населения экономисты пользуются разными рейтингами. В том числе международными. Один из самых известных — немецкой компании GfK. Но в исследовании «Покупательная способность в Европе 2010-2011» (и в более ранних подборках) автор этой статьи Россию не увидел. В нем по разным причинам соглашаются участвовать не все страны. Зато в списке отыскались близкие к нам по географическому расположению и советскому прошлому Беларусь, Молдова и Украина. Они оказались в «хвосте» перечня. Например, Беларусь заняла тридцать восьмое место из возможных. Ее граждане тратят на покупки в пять раз меньше жителей ЕС. Средняя покупательная способность составляет 2 239 евро на одного жителя в год, что по меркам Западной Европы очень мало. В исследовании говорится о том, что на жителей Беларуси, Молдовы, Украины и бывшей Югославии «приходится менее одной трети средней покупательной способности Европы», эти страны занимают последние строчки в рейтинге GfK.

После такой критичной оценки интересно было бы посмотреть и на нашу страну не глазами оптимистичной статистики, а сторонним взглядом. Хочется надеяться, что она выглядела бы в международном рейтинге выигрышнее соседей.