Гарри Поттер против Тома Сойера

Недетские проблемы с детской литературой.

Проблема детского чтения, а точнее, — НЕчтения, обсуждается в последние годы весьма активно.

Социологические исследования показывают, что чтение как таковое становится в России все менее популярным. По результатам прошлогоднего опроса ВЦИОМ, среднестатистический россиянин читает четыре книжки в месяц (в 1992 году было пять), но 30% респондентов признались, что книг практически не читают. На «круглом столе» «Привычка к чтенью не дана» приводили данные и другого опроса ВЦИОМ: выяснилось, что только 10% родителей регулярно читают книги своим детям-дошкольникам и 0,2% — школьникам. «Пора бить в набат и говорить о национальном бедствии», — задали тон беседе организаторы мероприятия. Впрочем, не все его участники согласились со столь катастрофической оценкой ситуации.

Почему детишки не читают книжки

— Последнее серьезное, не поверхностное, социологическое изучение читателя проводилось в нашей стране в начале 1970-х годов, — говорит заведующий кафедрой литературы и детского чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Валентин Головин. — Поэтому утверждение, что дети сейчас совсем не читают, — миф. Просто читают они не то, что мы думаем. Понятие «детская читательская мода» появилось лишь 20 лет назад, а раньше в течение многих десятилетий мы ориентировались на «ядро детского чтения» — то есть на то, что читали бабушки мамам, мамы читали своим детям, дети — своим детям… Конечно, появлялись и новые книги, иногда хорошие, иногда нет, но в основном на 70 — 75% это был определенный круг чтения. Сейчас же юный читатель начинает выбирать книги, ориентируясь на другие авторитеты. И у взрослых есть определенная обида: они оказались в стороне от этого выбора…

Конечно, бабушкам и мамам хотелось бы, чтобы чадо зачитывалось если уж не русской классической литературой, то хотя бы хорошо знакомыми и любимыми ими Жюлем Верном, Майн Ридом, в конце концов Гайдаром. Детишки же обсуждают Гарри Поттера, Лемони Сникета и многое другое, что старшему поколению незнакомо и непонятно.

Впрочем, вряд ли стоит спорить с тем, что количество книг, читаемых юным поколением, уменьшилось. И удивляться тут нечему — процесс, можно сказать, исторически неизбежный. В нашем, советском, детстве книга была самым доступным источником знаний и развлечений. И у нее был единственный конкурент — телевизор с двумя телеканалами, на которых можно посмотреть раз в день «Спокойной ночи, малыши!», по выходным — «Будильник» и «АБВГДейка» и (о, счастье!) по пятницам «В гостях у сказки». Нынче вариантов, на что потратить свободное время, стало значительно больше: в телевизоре десятки каналов, в компьютере — безграничные просторы Интернета, есть игровые приставки, мобильные устройства и прочее, и прочее… У чтения появилось слишком много сильных конкурентов.

Так надо ли за него бороться? Безусловно. Потому что только чтение позволяет человеку развивать фантазию и воображение, становясь соавтором книги и превращая буквы в образы. Только чтение насыщает мозг литературной письменной речью, создавая базу, на которой вырастает чувство языка, позволяющее писать и говорить правильно, не зная или не помня правила из учебников. И только оно может служить противовесом «клиповому» сознанию, которое усердно формируют современные масс-медиа. Как же сделать так, чтобы чтение осталось в кругу интересов современных детей, а не школьной обязанностью прочитать только то, что задано, и ничего больше?

И почему родители их не покупают

— Моему сыну почти 16, и я по-прежнему читаю ему перед сном, — рассказывает детская писательница Анна Игнатова. — Да-да, до сих пор, — кивает она в ответ на вырвавшуюся у кого-то удивленную реплику. — Дети растут на примерах из жизни. В какой магазин вы пошли, в продуктовый или в книжный? Понятно, что в продуктовый надо, но, купив еду, зашли ли вы после в книжный магазин, чтобы купить пищу и для души?.. — И добавляет с печальной улыбкой: — Конечно, если деньги остались…

Увы, пища для души сейчас недешева. И экономическая составляющая в том, что читать стали меньше, тоже, безусловно, есть. Этой печальной теме посвятила свое выступление генеральный директор издательства «Детгиз» Алла Насонова:
— Средняя цена детской иллюстрированной книги «на один вечер чтения» составляет в магазине 300 рублей. А ребенку надо каждый день, как «в топку», книжки подкладывать. Много ли молодых семей могут себе это позволить?

Алла берет в руки книгу и рассказывает, из чего складывается ее цена.
— Себестоимость одного экземпляра такого издания 120 рублей, причем большая часть денег — затраты на типографские услуги и бумагу. Стоимость только одной бумаги выросла за последние десять лет в три раза — с 15 тысяч рублей за тонну до 45 тысяч! На реализацию в магазины издательство отдает книжку за 160 рублей, в магазинах делают свою наценку, которая составляет минимум 100%. Причем это ценообразование касается только двух столиц, потому что в регионах все еще дороже — с учетом затрат на доставку.

Каждый день на электронную почту издательства из разных уголков страны приходят письма такого примерно содержания, — продолжает она. — «Я — мать-одиночка, живу в Ростовской области. У меня двое детей, и пособия, к сожалению, не хватает даже на маргарин. Подарите, пожалуйста, хотя бы одну книжку моим детям». Читаю и содрогаюсь — как мать и как бабушка. Я готова каждому подарить-прислать, но тогда наш коллектив останется без зарплаты, а авторы — без гонораров, и без того мизерных. Знаете, в 1933 году «Детгиз» выпустил 180 наименований книг общим тиражом 8,5 миллиона экземпляров. Сейчас на 15 миллионов детей мы выпускаем какую-нибудь книгу тиражом 3 тысячи экземпляров и продаем ее потом по два года. Как думаете, почему: потому что не читают или не читают, потому что просто не могут приобрести?..

Государство не желает видеть проблему, не желает делить издательства на коммерческие, которые часто печатают литературу невысокого качества с плохими иллюстрациями, и, условно говоря, некоммерческие, которые держат марку российской культуры, работают над текстом, оформлением и так далее. Никто не хочет видеть разницу…

Увы, и читатель, приходя в магазин, эту разницу может не заметить. Приобретая ребенку новую книгу, родитель ориентируется в том числе и на цену. А она у низкопробных «шедевров», изобилующих опечатками и ошибками, потому что издательство экономит на оплате труда корректоров и редакторов, с компьютерными заливками вместо оригинальных рукотворных иллюстраций наверняка будет ниже. Вот только и польза от чтения такой литературы тоже сомнительная.

Решение проблемы экономической доступности детской литературы директор «Детгиза» видит в том, чтобы, во-первых, отменить налог на добавленную стоимость на всей цепочке производства и реализации детской литературы (кстати, до 2002 года так и было). Во-вторых, снизить стоимость бумаги «декретным» способом. И в-третьих, установить фиксированную наценку в магазинах. Ну и привлечь государственные ресурсы для рекламирования хороших детских книг.