Готова ли Россия к катастрофам?

В Японии случилась ужасная природная катастрофа. К этому невозможно оказаться подготовленным, но количество спасенных, что более важно, находится на максимальном уровне для любой из стран, которые испытывали подобные удары. Хотя нет, неправильно, ни одна из стран не находилась под таким ударом.

Для сравнения: в 2010 году землетрясение около Гаити привело к гибели 200 тыс. человек. Вдумайтесь, на острове погибло 200 тыс. человек, и их гибель не была напрямую связана с природным катаклизмом. Многие погибли оттого, что не получили вовремя помощь, не были предупреждены. Сила землетрясения на Гаити была меньше.

Что сделали в Японии, чтобы подготовиться к стихийным бедствиям, что не сделано в России и в других странах? У нас нет опасности землетрясения, зато куча других возможностей умереть, к которым мы просто не готовы. Реакция Японии была отработанной до автоматизма, что-то сработало, что-то нет. В России ничего подобного сегодня просто не существует, а необходимо, чтобы было.

Приведу небольшой список того, что происходило в Японии, но вначале предлагаю посмотреть вот эти спутниковые фотографии. Ползунком можно смещать фото, как все было до землетрясения и как стало после. Наглядное и страшное свидетельство тотального уничтожения.

В отличие от Японии в России не существует ни одного плана реагирования на природную катастрофу любого уровня. Ни на пожары, ни на ледяной дождь, ни на отключение энергии. Система гражданской обороны, существовавшая в СССР, не была идеальной, но она, по крайней мере, как-то существовала. В России ничего подобного нет и это страшно.

Давайте разберем, что позволило японцам минимизировать последствия стихии.

1. Система раннего предупреждения

Кратко – система датчиков, которая автоматически выдает предупреждение о землетрясении и дает около одной минуты на реагирование. За это время экстренно останавливается транспорт, на все телефоны абонентов идет широковещательное сообщение о том, что необходимо спасаться, так как будет землетрясение, производства останавливаются. За 30 секунд отключается электроэнергия в городах, подверженных удару и так далее. Все действует максимально автоматически и не требует вмешательства человека. Люди медлительны и не успеют отреагировать.

По телевизору идет автоматическая вставка о том, какие районы страны подвержены удару, идет обратный отсчет.

Что в России? МЧС долго обсуждал возможность создания какой-то системы предупреждения для мобильных телефонов, по факту ничего подобного нет и ничто не работает. В Японии приняли жесткие правила, что все телефоны с 2007 года должны поддерживать национальную систему раннего предупреждения. Почему в России вместо игрищ с ГЛОНАСС не ввести такие правила, которые спасают жизни, мне непонятно. Во время лесных пожаров в опасных зонах такая система могла автоматически предупреждать людей, что они входят/въезжают в опасную зону, давать информацию о точках эвакуации и так далее. К сожалению, таких систем нет и в других странах мира, так что мы не одиноки.

2. Убежища

В Японии существуют планы эвакуации, и жители знают, кто и куда передвигается, знают адреса убежищ, знают, как до них добираться и сколько у них есть времени. Это результат тренировок. С детства. Отсюда небольшое число погибших.

Что у нас. Простите, но вы были в бомбоубежищах, которые есть в каждом или почти каждом доме? В моем доме есть обширные бомбоубежища. Вот только в них нет запаса воды, еды, света и так далее. Насколько я могу судить на свой непрофессиональный взгляд. Также я не знаю, как попасть туда, минуя таджиков-дворников, которые живут в одной из частей этого убежища. Спросил вчера у соседки, знает ли она, как попасть туда? Говорит, в 70-е годы что-то такое показывали, но она забыла. Куда идти — непонятно.

Вы помните, какая сирена что значит? Это из гражданской обороны. Боюсь, что вы не отличите одно предупреждение от другого, равно как и я. Слава богу, что не было ситуаций, в которых это нужно. Но вдруг? Готовы ли мы? Однозначно нет, мы просто беспечны и беспомощны. Были взрывы в Москве, тогда стали проверять подвалы. Но и только. Дальше этого дело не пошло.

Любой теракт в Москве парализует половину города, транспорт встает. А есть ли реакция на ЧП? Насколько я могу судить снаружи системы, этого просто не предусмотрено. Нет никаких планов на эти случаи. Бардак возникает сам собой.

3. Обучение населения, распространение информации

Японцам вдалбливают с младых ногтей, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Что делать, что не надо делать. Как оказывать первую помощь. Плюс все средства информации ориентированы на то, чтобы доносить информацию в реальном режиме времени. И это плюс этого общества. Убирают элемент паники и неопределенности.

Посмотрите, что происходит с японской атомной станцией. Национальное ТВ в прямом эфире показывало все происходящее, постоянно давало комментарии правительства и других служб. Фактически вся нация в прямом эфире разбиралась в том, что их ждет и что может случиться.

Цензура на ТВ в России такова, что этот сценарий для нас просто недостижим. Пока кто-то поймет, что надо показывать, а можно ли показывать, кто-то решит, что надо что-то засекретить и так далее, в народе родится тысяча и один слух, который породит волну паники и домыслов. В чрезвычайных ситуация паника — это первый поражающий фактор, от нее погибает больше людей, чем от самого катаклизма.

Но главное в другом. В России нет системы образования, направленной на то, как себя вести людям в чрезвычайных ситуациях (а к ним относятся теракты, которые у нас, к сожалению, есть – смотрим опыт Израиля; наводнения в реках; лесные пожары и так далее). Этим летом наши леса, видимо, будут гореть снова, так как с прошлых пожаров расчищено небольшое число лесопосадок, а зимой еще и повалило много деревьев. Как подсохнет все, солнце припечет посильнее и снова будет национальная катастрофа и масштабные пожары.

Мы готовы? Думаю, что нет. Опять положились на авось, и что два года подряд одной катастрофы не будет.

Краткий вывод

Катастрофы — это часть нашей жизни. И от них никуда не убежать. Вопрос в том, научимся ли мы как нация, страна бороться с этими катастрофами и их последствиями, или нет.

Пока все указывает на то, что мы даже не начинаем учиться. Тяп-ляп заделаем последствия проблемы и дальше продолжаем жить, не делая никаких выводов и не готовясь к другим проблемам, которые наверняка возникнут.

Пример Японии печален, но умные учатся на чужих ошибках, а таких было не так много в японском опыте. Нам надо перенимать то, за что Япония заплатила огромную цену. Иначе в итоге нам придется заплатить в десятки раз больше. Безалаберность всегда наказывается.

Эльдар Муртазин