Эксперт «АиФ» по вопросам Православия умер в 1987 году

Уже не первый раз редакция «АиФ» публикует на страницах своего издания различные справки по вопросам Православия за подписью или со ссылкой на некоего протоиерея Иоанна Петрова, сообщает блог музея Андрея Рублева.

Так, в декабре 2010 г., когда впервые в Россию с подворья Синайского монастыря в Афинах привозили мощи одной из самых почитаемых христианских святых вмч. Екатерины, журналисты Юлия Тутина и Георгий Александров в своей статье «Первая невеста Христова. 7 декабря — день святой Екатерины» из номера АИФ № 49 привели краткую биографию святой, которую «рассказал «АиФ» протоиерей Иоанн Петров».

24 ноября 2011 в статье «…Доступ к Богу по расписанию?», подготовленной по запросу читателей о круглосуточном доступе к Поясу Бородицы, редакция «АиФ» вновь цитирует высказывания неизвестного священника: «В чём смысл ставить свечку в храме, в котором на тот момент не идёт служба? — удивился вопросу протоиерей Иоанн Петров. — Назначение свечи — освещение храма. Ставят их перед иконами, чтобы образ был лучше виден молящимся».

Столь вопиющее невежество заставило авторов блога навести справке об этом постоянном «консультанте» еженедельника «АиФ» по вопросам Православия.

«Оказалось, что большую часть сведений на эту тему редакция популярного издания черпает из … т.н. «Русского Православного Катехизиса». «Русский Православный Катехизис или что нужно знать русскому человеку о Христианстве» автор: Протоиерей Иоанн (Петров), издательство: Десница, год 2003, стр.152.

В качестве сведений об авторах указано, что «составил прот. Иоанн (Петров) по благословению епископа Кирилла (Никифорова)»?! Среди правящих архиереев Русской Православной Церкви никакого Кирилла (Никифорова) не значится, также как и «протоиерея Иоанна (Петрова)». В Москве существует издательство «Десница», но, как сообщили там, издают они не книги, а журналы, так что и издательство лжекатехизиса указано несуществующее», — выяснили авторы.

Известно, что один из излюбленных приёмов фальсификаторов — ссылаться на священников и иерархов не РПЦ, а РПЦЗ или других церквей, а то и сект, разумеется, не указывая этого специально. Розыски протоиерея Иоанна Петрова и епископа Кирилла (Никифорова) привели в РПЦЗ. Действительно, есть такие — первый из Парагвая, второй из Сан-Франциско.

Для справки: протоиерей Иоанн Петров, впоследствии Преосвященнейший Епископ Буэносайресский, Аргентинский и Парагвайский Иннокентий (26.12.1902 – 23.12.1987), родился в Елабуге Вятской губернии. Окончил реальное, затем военное училище и сражался в рядах армии адмирала Колчака в Сибири, в чине корнета Казанского драгунского полка. Принял участие в Хабаровском походе. Был трижды ранен, один раз контужен. Георгиевский кавалер. Эвакуировался в Шанхай, затем переехал в Югославию, где окончил железнодорожные курсы и служил помощником начальника узловой станции железной дороги. В годы Второй Мировой войны воевал в рядах Русского Корпуса. В 1948 г. переехал в Аргентину, где был посвящен в иподиаконы и прошел курс богословских наук под руководством архиеп. Афанасия (Мартоса), который рукоположил его в иереи в 1962 г. Пять лет о. Иоанн служил в кафедральном храме Воскресения Христова в Буэнос-Айресе, затем 25 декабря 1967 г. он был назначен настоятелем Свято-Покровского храма в Асунсионе и Свято-Николаевского храма в Энкарнасионе в Парагвае. В 1969 г. был возведен в сан протоиерея. 21 августа 1982 г. произошла хиротония о. Иоанна, с принятием имени Иннокентия. Он назначался на викарство с местожительством в Парагвае. После кончины архиеп. Афанасия (3 ноября 1983 г.) вл. Иннокентий стал управляющим Аргентинско-Парагвайской епархии, а 13 августа 1985 г. получил титул епископа Буэносайресского и Аргентинско-Парагвайского. Скончался в Буэнос-Айресе и погребен на Британском кладбище. («Наши Вести» № 409, 1987 г.; «Наша Страна» № 1957, 30.01.1988 г.).

Итак, протоиерей Иоанн Петров перестал быть протоиерееем в 1982 г., а в 1987 г. скончался. И вот этот скончавшийся в 1987 г. протоиерей вдруг пишет на страницах т.н. «Русского Православного Катехизиса»: «Также нами использовались катехизисы, составленные РАНЕЕ, например: Митрополит Филарет. Пространный христианский катехизис православныя кафолическия восточныя церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (М., 1995. Далее: Филарет), Жив Бог. Православный катехизис под ред. прот. К. Фотиева (М., 1991. Далее: Жив Бог), Вопросы св. Сильвестра и ответы преп. Антония. По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского (М., 2001. Далее: Сильвестр и Антоний), Протоиерей М. Козлов. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (М., 2001. Далее: Козлов), Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере. По благословению Блаженнейшего Николая, Митрополита Чешских земель и Словакии (М., Изд-во св. Кирилла и Мефодия, 2001. Далее: Горазд) и мн. др. Кроме того, использовались труды ряда богословов, религиеведов, а также наиболее признанные словари, энциклопедии и комментарии к священным текстам».

«То есть протоиерей использовал в своей работе над катехизисом книги, вышедшие в свет уже после его смерти», — заключают авторы, исследовавшие данный вопрос.