Украинцы устали и от Януковича, и от Тимошенко

Стремительный взлет националистической «Свободы» — главное тому подтверждение, считает эксперт.

Выборы в украинскую Верховную раду, равно как и прошедшие почти год назад выборы в нашу Госдуму, похоже, призваны свидетельствовать о торжестве чистой математики над смыслами. Правящая Партия регионов получит свое парламентское большинство, но не благодаря проценту по всей стране, а с помощью своих одномандатников. Исход пусть и вполне предсказуемый, но, будучи уже не предметом предсказаний, а фактом, должен стать для кого-то тревожным звоночком.

Не менее тревожным для регионалов должен стать и другой сигнал: общая явка на выборы и без того оказалась явно ниже ожидаемой. Никакая хорошая погода не смогла подправить в целом невысокое мнение граждан о текущем политическом процессе. Но самой низкой по стране стала явка как раз на стратегически важных для партии Януковича юге и востоке Украины, зато галичане шли на участки точно добровольцы на фронт. Западная Украина вообще подала пример ответственного гражданского подхода к выбору своей судьбы на ближайшие пять лет, к чему призывал, в общем-то, не только их в день голосования и сам Виктор Янукович. В результате итоги оказались примечательны даже не ориентировочно 35% голосов у Партии регионов (на момент обработки около 56% бюллетеней), а тем, что второй идет «Батькивщина» Юлии Тимошенко с 22%, причем разрыв между основными оппонентами пусть медленно, но уверенно сокращается.

Но и это не всё: в новой Раде будут заседать и пара-тройка десятков ультранационалистов из тягнибоковской «Свободы». Вроде бы мелочь, но, зная активность этих ребят, как-то не спешишь снисходительно улыбаться. Не говоря уже о том, что партия, получившая представительство в парламенте, – это не то же самое, что некая маргинальная группка, тревожащая истеблишмент разве что точечными ударными акциями. «Фашисты прорвались в парламент», – такая оценка результатов украинских выборов все чаще встречается в блогосфере.

Надо ли сомневаться, что окрыленный успехом Тягнибок теперь приложит максимум усилий к экспансии «Свободы» далеко за пределы Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей? Надо ли сомневаться и в том, что усилия воспрявших духом украинских националистов будут распространены и на радикализацию и без того «помаранчевых» бютовцев, а также на рекрутирование в свои ряды «боксеров» Кличко, которые хоть и оппозиционны в своей политической ориентации, но по сути пока что ни рыба, ни мясо – мягкая глина, из которой лепи что хочешь?.. Словом, сценариев здесь можно нагадать сколько угодно, кроме одного, по которому «Свобода» согласится стать лишь продолжением «Батькивщины», вписавшись в общую идеологию «стабильности».

После того как в ЦИК Украины подсчитают последний бюллетень, по идее, должен состояться настоящий разбор полетов на самом верху. Очевидно же, что и к низкой явке в стратегических регионах, и к усилению позиций «оранжевых» привели не «происки ЦРУ», а накопившиеся системные – стратегические и тактические – ошибки руководства страны, которое фактически отреклось от своих строго пророссийских деклараций прошлых лет. Уже одно это, признаться, делает высокий процент «регионалов» в Севастополе или Одессе каким-то актом милосердия. Наш народ умеет прощать, даже когда ему в ответ откровенно смеются. Вопрос – насколько этого умения еще хватит…

Значение итогов выборов в Верховную раду Украины для украинцев и украино-российских отношений прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU известный политолог Павел Салин:

– Никаких серьезных изменений российско-украинские отношения не претерпят по одной простой причине: уже можно говорить о том, что фундаментальные расклады (именно фундаментальные, а не частности!) в украинском парламенте не изменятся. Как я понимаю, тот результат, который получила правящая партия вкупе с одномандатниками и традиционными союзниками-коммунистами, в любом случае позволит им получить контроль над парламентом. Так что какой-либо резкой смены политического курса ожидать не стоит.

К тому же следует понимать и то, что Украина находится у России на газовом крючке, и все ее попытки слезть с этого крючка пока что не увенчались успехом. Виктор Янукович много раз ездил в Россию, каждый раз было много утечек с украинской стороны, что якобы есть договоренности с Москвой о пересмотре газового контракта, но слухи каждый раз не оправдывались. Так что фундаментальные тренды в российско-украинских отношениях останутся прежними.

Если брать непосредственно ситуацию внутри Украины, то на данных выборах ситуация там оказалась весьма похожей на внутрироссийскую. Насколько я могу судить, на Украине также растет усталость в народе от «засидевшихся» политических сил – причем неважно, идет ли речь о правящей партии Януковича или о привилегированной оппозиции вроде «Батькивщины». Этот фактор, кстати, также в немалой степени способствовал успеху националистов. Если раньше их вотчиной были западные области, то теперь и Киев дал им голоса. Об электоральной усталости свидетельствует и низкая явка на выборах в опорных для Януковича регионах.

Таким образом, украинские власти получили достаточно серьезный и неприятный звоночек для себя, как получили его, но более выраженно, и российские власти в декабре 2011 года. Электорат дал им понять, что он устал, что надо предлагать ему что-то новое, что на одних разговорах о стабильности уже не выедешь. Да, в свое время Виктор Янукович стал президентом в период творящегося в стране хаоса – вроде того, что был в России в 90-х годах прошлого века. Люди требовали от власти именно стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Сейчас же избиратели «наелись» стабильности и уже требуют чего-то нового. А с этим-то у Януковича и его соратников большие проблемы…

P. S. Посол России на Украине Михаил Зурабов заявил по итогам выборов: «Россия, конечно, готова принять любой выбор Украины, но тоже надо понимать, что Россия будет реагировать на любой выбор Украины так, как она считает необходимым, в зависимости со своими интересами». Он также отметил, что появление новых политических сил в парламенте Украины «отредактирует некоторым образом повестку двусторонних отношений». «Мы допускаем также, что могут появиться вопросы по пересмотру ранее достигнутых договоренностей», – заявил дипломат.