S7 любит вас: как долететь из Испании в Россию за два дня

20 октября 2012 года у меня был рейс Аликанте-Москва номер 876, авиакомпания «Сибирь». Мы должны были вылететь из Аликанте в 14.30. Вылетели приблизительно в 15.00. Полет проходил нормально.

Примерно через 2,5 часа люди стали замечать, что самолет идет неровно, у многих заложило уши. Сначала все подумали, что мы проходим турбулентность. Но командир объявил, что по техническим причинам мы совершаем посадку в Вене. Само по себе новость о том, что в самолете что-то неисправно, мало кого удивила: убранство салона не оставляло сомнений в том, что борт нам подобрали ветхий. Нечасто увидишь рваные сиденья в бизнес-классе.

По-настоящему все испугались, когда увидели, что нас встречают на взлетной полосе пожарные машины. Они окружили нас и оставались с нами все то время, что мы покидали борт. То есть примерно 50 минут. Ощущения не из приятных, мягко говоря. Все это время мы сидели в салоне и ждали новостей — когда же командир что-то сообщит. Потом командир попросил нас покинуть самолет. Сказал, что мы сейчас получим багаж, и уже в аэропорту нам скажут, что делать дальше.

Мы прошли таможенный контроль. Тем, у кого была одноразовая виза, продлили визу на сутки. Мы получили багаж. Представителя от авиакомпании не было, по-русски тоже никто с нами не говорил. Некоторые пассажиры не стали ждать положенного рейса и просто купили себе билеты других авиакомпаний. Если б они знали, как угадали! Потом появился человек (я так понимаю, сотрудник аэропорта), который начал объяснять пассажирам, что происходит на английском и немецком языках.

В основном на рейсе были русские, среди них много стариков. Они, конечно, не знали ни английского, ни немецкого, поэтому им все переводили молодые. Нас проводили в гостиницу, и где-то в 20.00-20.30 мы заселились. В гостинице нам выдали талоны на ужин. Кто-то поужинал, кто-то поехал посмотреть Вену. Нас предупредили, что в течение трех часов мы можем быть свободны, но потом необходимо находиться уже только в номерах, потому что могут дернуть на самолет. Мы легли спать.

Пол-седьмого утра раздался звонок в номер, сказали, что через 30 минут мы должны быть в аэропорту. Благо, гостиница находилась от него метрах в 50. В аэропорту нас ждала большая очередь. Мы зарегистрировались, и нам раздали посадочные талоны на два разных рейса до Москвы. У кого-то был рейс номер 9876, у кого-то — 9878. И ни в одном талоне не были указаны посадочные места. Мы прошли все контроли и стали ждать вылета. Оба рейса были назначены на 9.40. Мы даже не знали сначала, что мы на разных самолетах лететь должны, это выяснилось уже потом. Около 9.30 нам сообщили, что будет еще задержка, и назначили новое время вылета — 13.40.

Многие люди пришли в негодование. У кого-то были маленькие дети, кто-то плохо себя чувствовал, кто-то был немолод и банально устал, что неудивительно, если учесть, что нас разбудили в 6.30. Нам предложили бесплатные бутерброды. В это время кто-то уже звонил в колл-центр компании «Сибирь», чтобы получить хоть какую-то официальную информацию. То же самое делали многочисленные родственники в Москве. Им сказали, что за нами выслали два маленьких самолета, и что мы должны их ждать.

Судя по всему, правдивой эта информация не была. Потому что на табло в «Домодедово», если смотреть онлайн, было показано, что мы приземлимся в 19.30, а в наших посадочных талонах при этом говорилось, что вылететь мы должны в 18.40 и прилететь в 23.45. Все были запутались, многих раздражали эти недоговорки со стороны авиакомпании, которые держали нас в неведении. Нет ничего хуже этого подвешенного состояния, особенно когда понимаешь, что кто-то явно врет тебе в лицо. Ну, не совсем в лицо, конечно.

Потом появилась бригада летчиков и стюардесса — все со вчерашнего рейса «до Москвы». Они сказали, что мы полетим тем же самолетом, только им нужно его сначала подготовить. Когда люди узнали, что мы полетим на том борту, многим стало нехорошо, потому что не бояться таких суден может только очень храбрый человек, особенно если он потерпел на нем крушение накануне! Всем у кого в посадочном талоне было 9878, поменяли их на талоны с цифрой 9876, чтобы у всех были посадочные на один, действительный рейс.

Я думаю, когда они починили самолет, они приняли решение лететь на нем, и поменяли всем посадочные, чтобы афера прошла гладко. Старая-добрая бортовая команда бесконечно откладывала вылет, объясняя это тем, что командир обязан быть уверен, что никаких сбоев больше не случится. Наконец, около 17.00 мы вылетели из Вены и около 21.00 прилетели в Москву. Пенсионеры и дети очень страдали, конечно. У некоторых людей были стыковочные рейсы, многих в России ждали важные дела.

Если бы все сразу знали, во сколько и когда мы вылетаем, можно было бы заранее как-то перестроить планы, но S7 не удостоила нас чести услышать правду. Или, на худой конец, извинений, которые нам так никто и не принес, если не считать командира корабля, который попросил прощения за получасовую задержку последнего объявленного вылета. Прибыв в Москву, я обстоятельно изучил юридические тонкости перелетов и не без некоторой досады выяснил, что с точки зрения закона «Сибирь» сделала все, что должна была сделать, поэтому привлечь ее к ответственности через суд не получится.

Самое забавное, что когда начинаешь узнавать что-то об авиакомпании «Сибирь», тебе представляется крылатая «Почта России» со всеми ее сбоями, непрофессиональным персоналом, неисправным оборудованием, неправильной логистикой и ужасными условиями доставки. Только если «Почту России» еще хоть как-то можно простить, потому что она доставляет грузы, то авиакомпания «Сибирь» доставляет людей и является при этом S7 (ОАО «Авиакомпания «Сибирь») является крупнейшей авиакомпанией на внутренних воздушных линиях России и входит в этом сегменте в ТОР-50 мировых авиаперевозчиков, перевозя по воздуху, не много не мало, по 1 миллиону человек в год! Достаточно большая зона риска, правда?

Интересно, что об этом думают владельцы компании, положение которой и без того можно назвать плачевным. Помимо финансовых неприятностей, у «Сибири» явно есть и проблемы с поддержанием достойной репутации.

Впрочем, владельцев авиакомпании Владислава и Наталью Филевых едва ли можно назвать усердными тружениками. Сначала угроза банкротства (http://www.moscow-post.com/economics/001228376962240/) и обвинения в завышении цен (http://investcafe.ru/news/20859), затем вынужденное решение заложить все активы кредиторам (http://lenta.ru/news/2009/03/03/sibir/), потом срыв спасительной сделки с Александром Лебедевым (http://inforportal.ru/biznes-i-ekonomika/11781-sdelka-aviakompanii-s7-s-aleksandrom-lebedevym-sorvana.html) и в результате длинный-длинный список жалоб и претензий от многочисленных и разгневанных пассажиров; вот парочка из них: http://news.youroute.ru/2012/09/28/passazhiry-napisali-na-kompaniju-s7-kollektivnuju-zhalobu/, http://www.huzhe.net/complaints/sibirj-s7-c36255.html). На первый взгляд кажется, что из миллиона пассажиров несколько сотен недовольных — это не страшно.

Ну, не знаю. Лично я еще много раз подумаю, прежде чем снова связываться со злополучным авиаперевозчиком. И того же посоветую всем друзьям и родственникам. Потому что я гетеросексуален и не представляю себя в пассивной роли, а «Сибирь» любит нас именно так.

Об этом свидетельствует неутешительный итог моего маленького, но горького опыта: 5 отложенных вылетов, 2 несуществующих самолета, 9 часов в аэропорту в ожидании приключения на одном ржавом птеродактиле и 250 человек, вынужденных терпеть мешанину из лжи, некомпетентности, наплевательского отношения и ветхозаветной техники. Хотите лететь из Испании в Россию два дня? Летите с S7.