«Какому богу молится мафия?»

Многим еще помнится, как в 90-е новые русские и братки открыто щеголяли в массивных золотых цепях с крестами. Они демонстрировали свою набожность, посещая церковные службы, устраивая пышные похороны убитых в разборках авторитетов с отпеванием, жертвовали солидные суммы на строительство храмов, освящали приватизированные и обретенные другими путями в собственность предприятия и имущество. Но все это было не оригинальной чертой перестройки и возрождения религиозного сознания граждан, долгие годы находившегося под спудом идеологии атеизма. Так было всегда.

Набожные душегубы

Итальянские исследователи мафии особо выделяют религиозность ее членов и одновременно циничное нарушение ими же христианских заповедей и морали в достижении преступной цели. Одним словом, налицо несовместимость принципов. Но этому явлению есть объяснение.

Еще с библейских времен древние евреи унаследовали обычай от язычников искупать грехи в молитвах и через жертвоприношение. Традиция Ветхого Завета перешла к христианам, которая существует и поныне. Эта традиция позволяла тогда и позволяет сейчас любому преступнику гасить в себе муки раскаяния после любого преступления при духовном посредничестве церкви. Так было удобно всему обществу, где каждый в чем-нибудь да грешен.

В раннее Средневековье появился особый чин полного или частичного освобождения от наказания за прегрешения перед богом под названием индульгенция. Этот обряд или таинство утвердился в католической и некоторых православных церквях и состоит из исповеди, причащения, молитвы, служения милосердию. В РПЦ индульгенция не прижилась, но таинство исповеди и причастия после обязательного поста существует как одно из основных. Его исполнение неизбежно при отпущении грехов.

Поначалу индульгенция давалась за добрые дела в обмен или авансом. Но потом грешник мог получить прощение грехов, попросту говоря, за жертвенную плату по установленной таксе с выдачей письменного подтверждения (почти чека).

Продажа индульгенций у католиков пополняла кассу приходов и монастырей. Создалась парадоксальная ситуация: чем больше было грешников или преступников, тем богаче становилась церковь. В итоге росло число злоупотреблений святых отцов. Католицизму угрожало разложение.

В 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя сам обряд остался, как и обычай пожертвований на благо церкви. Но самое главное, вековая традиция укрепилась в религиозном сознании католиков. Да и пастыри не видели в том особого вреда. Ведь человек внешне раскаивался в прегрешениях, а фарисейство не было библейским смертным грехом.

Индульгенции особенно были востребованы в Европе в период колонизации и колониальных войн. Конкистадорам, убийцам и захватчикам чужого добра, работорговцам и рабовладельцам, осознававшим при исполнении догматов церкви грех своих деяний, хотелось наиболее простым способом избежать адовых мук, которые они себе представляли, и занять в обществе пристойное место.

Нет необходимости дальше рассматривать подробно историю индульгенций. Достаточно сказать, что в религиозной Италии середины XIX века зарождающаяся мафия продолжила религиозные традиции и крестоносцев, и конкистадоров, и масонов. Одной из безусловных, показательных традиций была принадлежность члена мафии к католическому христианству — господствующей религии в Италии того времени. Это вошло в обряды мафии, включая покаянные пожертвования, и стало законом, нормой для каждого мафиози. Мафиози пышно отмечали религиозные праздники, участвовали в церковных процессиях. Хотя в современной Италии эта норма мафии соблюдается все меньше и меньше.

Разборчивость душеспасителей Церковь всегда относилась непримиримо строго к вероотступникам и снисходительно к падшим и заблудшим. Тем самым давая шанс грешникам к покаянию. Поэтому, выступая против масонов, в большинстве своем обязательно верующих, церковь никогда не выступала с осуждением мафии — клона масонства, и слово «мафия» не произносилось в душеспасительных проповедях. Они — грешные, и на этом точка. Так было до тех пор, пока жители Сицилии, а потом и вся Италия, не стали протестовать против мафии и не перешли к активным действиям борьбы с этим злом.

В 1982 году на Сицилию прибыл папа Иоанн Павел II. Он вселил надежду в сицилийских католиков на защиту их от мафии хотя бы словом, веской позицией Ватикана. Но папа на многолюдных мессах ни разу не коснулся этой темы, следуя старому принципу покаяния грешника по доброй воле. Хотя убийцы предавались анафеме итальянскими кардиналами еще в 1944 и 1959 годах.

В этом же году под давлением гражданских выступлений и массовых протестов был принят закон по борьбе с мафией. Через 11 лет, в 1993 году, Иоанн Павел II опять побывал на Сицилии и наконец в церкви города Агридженто произнес инвективу против мафии. На простом языке «инвектива» означает острое осуждение, почти проклятие. Событие стало историческим для всей Италии и католиков.

В 2010 году новый папа Бенедикт XVI уже не только осуждает мафию перед 200 тысячами верующих, в большинстве молодежи, собравшихся на мессу, но и призывает бороться с ней без страха. В то время антимафиозный Центр имени Джузеппе Импастато на Сицилии уже более 30 лет успешно вел свою опасную работу, теряя активистов, как солдат в бою. Среди них были и священники. Улетая на материк, папа Бенедикт ХVI возложил цветы на месте гибели судьи Джованни Фальконе, взорванного мафией в 1992 году. Так Ватикан признал мафию своим врагом наравне с масонами.

Церковь и мафия

Атеисты и сатанисты с оживлением воспринимают любое осуждение церкви за ее отстраненность от самых насущных мирских проблем. Прежде всего от проблем криминальных. На этой почве они строят свои обвинения в мафиозности самой церкви. Но, как говорится, чья бы корова мычала… Ультралиберализм и правовой нигилизм, удобряющие криминогенные процессы, исходят как раз от критиков церкви.

Церковь считает борьбу с уголовной преступностью прямым делом государства, его прерогативой. Дело церкви — призыв к покаянию, духовное кормление страждущих и всего грешного мира. Тайна исповеди как путь к покаянию нерушима. Миссия церкви не меняется при любом государстве и политическом режиме, поэтому они для миссии церкви малосущественны.

С другой стороны, современное, наполовину атеистическое общество требует отделения церкви от государства. Богу богово, кесарю кесарево. Но как это осуществить практически? Государственное законодательство распространяется на все духовенство, прихожан и атеистов без всякого исключения. В то же время правосознание граждан исторически формировалось под влиянием религиозных догм, ставших основой и современного права. К тому же человек един и как верующий, и как гражданин. Мозги не делятся на две половины: праведную и грешную, законопослушную и преступную. Поэтому мафиози набожные, а среди святых отцов немало мафиози. Такова жизнь в натуре.

В многочисленных публикациях о мафии перечисляются имена священнослужителей, которые прямо или косвенно, но всегда осознанно, участвовали в мафиозных структурах и преступлениях. От укрывательства и посредничества до убийств и похищения людей. А протоиерей города Каккамо монсеньор Пансека фактически был главой мафии.

Но есть не меньше имен священников, которые вступали в прямую и смертельную конфронтацию с мафией, несмотря на терпимость веры к этим ужасным грешникам, читай, бандитам. Среди них священник Рино Пульизи. Его почитают на Сицилии наравне со святыми. Он был убит в 1994 году за то, что пытался прекратить религиозные традиции мафии, то есть предать ее анафеме, и за то, что боролся против влияния мафиози на молодежь проблемных кварталов Палермо. Однако и те, и другие, по словам исследователей, являются скорее исключением, чем правилом. Правилом же они называют равнодушно-разочарованное отношение церкви к проблеме коррупции и мафии.

Священник и историк церкви Франческо Стабиле дал этому явлению и позиции церкви свое объяснение: «Церковные иерархи были слишком заняты борьбой с идеологическими противниками — масонами, протестантами и коммунистами — и недооценивали нравственного и социального разложения под влиянием сил беззакония». То есть мафия не входила в список идеологических врагов церкви, пока по известной поговорке жареный петух не клюнул. Время внесло запоздалые поправки.
Другой священник, Козимо Скордато, предлагает рецепт оздоровления церкви или, как он говорит, «лечения излечимого заболевания» по двум направлениям.

Первое — перемены внутри церкви в отношении власти. Это отказ от принципов власти, которые можно назвать также мафиозными. Среди них: моральное унижение людей, авторитарность, насилие над сознанием, стремление к превосходству и привилегиям, недостаток демократизма в управлении, скудость общественной информации, односторонние директивные коммуникации во властных инстанциях. Этот путь ведет к разрыву связей церкви с политической властью и на первое место ставит нужды простых людей, причем выше интересов самой церкви. Почти протестантская идея.

Второе — смелое и решительное отмежевание от тех лиц, которые известны своими мафиозными связями. При этом им открываются все возможности для истинного раскаяния, исходящего из глубины совести.

В церкви, как и в миру, есть осознание духовного кризиса, поразившего в наше время не только прихожан, но и клир с епископатом. Кризис коснулся всех религий. Это выражается в неприятии их архаичности, плодовитости традиционных и экзотических новых сект, укреплении некоторых ортодоксальных течений и в религиозном экстремизме.

Мамон против бога

Но на Сицилии хорошо, а в России лучше. Все увиденное и услышанное вызывает грустные ассоциации с тем, что происходит на родине. Мамон — демон скупости и наживы в христианской мифологии. Своим происхождением он обязан первосвященникам, которые заимствовали его у вавилонян. В древнем Вавилоне бог наживы и богатства Мамон высоко почитался. Мощное государство древности Вавилон и его культура растворились во времени, оставив после себя лишь алчного демона.

Среди христианских священников есть ироничное выражение, характеризующее склонность к стяжательству и роскоши некоторых коллег, мол, Мамону служит, а не богу.

Общество потребления, которое в России ускоренно нагромождается, щедро на соблазны легкой наживой. Этим искушениям подвергаются и священники, к обрядовым услугам которых прибегают вороватые чиновники и бизнесмены, блюстители закона и криминальные авторитеты. Они хотят искупить свои грехи по схеме уже известных нам индульгенций. Предлагают крупные пожертвования приходу, суеверно надеясь на очищение души, божье покровительство их делу и семье. Все, как в их жизни: дал взятку, и нет проблем. Нельзя верить в искренность таких покаяний, наблюдая действительность. Священнику трудно устоять. Крупные пожертвования никто ведь не запрещал и не ограничивал. Всякий знает, храм Христа Спасителя не за народные копейки дважды возводили. Да и другие храмовые шедевры возникали на Руси не без участия состоятельных граждан и богатых грешников. Несмотря на храмовую и дворцовую роскошь, российские народы в основном-то жили в прозябании, натуральным хозяйством. Откуда у них деньги на величественные храмы?

Впрочем, заграничные образцы храмового искусства, занесенные в списки святынь и сокровищ мировой цивилизации, тоже возводились на деньги крестоносцев, колонизаторов и аристократии. В этом деле не обошлось без влиятельных масонов.

Однако священник знает, что коли согласишься взять крупную сумму пожертвования, то сам тут же становишься обязанным дары дающему. Ему уже не скажешь, что перед богом все равны. Да и самому до греха недолго — своих проблем с лихвой, а вокруг воруют почти открыто. В руководстве столицы и области вскрылось немало финансовых должностных преступлений. А что простому смертному делать?

В одной старинной небогатой церкви в Подмосковье, где позолота не бросается в глаза, от намоленных икон исходит тепло, а вокруг чисто и ухоженно, служит такой же чистый и ухоженный настоятель. Говорит он с собеседником мягко и заинтересованно. Я там бываю.

Спрашиваю, заходят ли богатые прихожане и поддерживают ли приход пожертвованиями или богатые предпочитают только богатые храмы. Да, приходят, интересуются нуждами и жертвуют, отвечает батюшка. Часть доходов отчисляется на епархиальные и общецерковные нужды. Остаток расходуется на содержание храма и священников. Все доходы и расходы контролируются епархией и приходским советом. Мафиози? Таких он не знает. Интерес к доходам церкви настоятель считает издержками мирской суеты.

Прихожане, а тем паче не воцерковленные жители, совсем не знают церковный устав. Отсюда всякие кривотолки. Злоупотребления со стороны клира? Бывают. Но это как везде в обществе. Виновных наказывают. Если пожертвовавший потребует себе каких-то исключений, особых услуг, не предусмотренных каноном, то он, настоятель, не примет этих пожертвований вопреки устоявшимся правилам и даже готов их вернуть назад или вынести вопрос на обсуждение приходским советом и даже общим приходским собранием.

Если священник будет замечен в неблаговидных делах, рассуждает клирик, кто же ему доверится как духовному служителю? Уж коли избрал себе путь служения богу, то не изменяй ему. Иначе какой же ты пастырь? Далее он привел слова Христа в назидание пастырям из Евангелия от Матфея: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне». Да, надо выбирать одно из двух. Середины здесь нет.

Однако настоятель промолчал о том, что он и клир полностью зависимы от прихожан, потому что они кормятся, содержат храм и певчих только за счет их. Так предписывает устав. А что взять с христианина, едва сводящего концы с концами? Остается только богатый спонсор, как теперь говорят, у которого не спрашивают, откуда он берет деньги. Вот и становится приходской батюшка в ряд предпринимателей или приниженных просителей, то бишь несвободных стяжателей. Такое же положение у мулл и имамов. Только у иудеев-хасидов есть своя отлаженная финансовая система. У них существует институт парнасов — состоятельных членов общин, спонсирующих ее деятельность. А парнасы в свою очередь получают необходимую поддержку от общины на своем поприще.

Как говорит один из христианских священников, когда пастырь свободен, его устами говорит господь, когда несвободен — сатана. Выходит, раввины у хасидов более свободны, чем духовенство других конфессий. О сектантах речь не идет.

Культ Мамона торжествует. Это и есть истинный бог мафии. И, согласно библейскому преданию, его тотальная власть в глобальном обществе потребления приведет к гибели земной цивилизации, к концу света. А свет — это мы, люди.