Компьютерная игра для взрослых

Наконец-то свершилось: отечественные оппозиционеры-«несистемщики», проведя в сжатые сроки виртуальное голосование среди своих единомышленников, вправе считать себя полновесной оппозицией.

Теперь они могут сидеть на равных с властью за «кремлевским» столом, требовать, не боясь получить обидный вопрос «А вы кто такие?», лобные столичные места для проведения митингов и манифестаций, «по-взрослому» представлять хотя бы часть недовольного российского электората в переговорах с западными политиками и кредиторами. Ну а головка оппозиции под водительством Алексея Навального — рассчитывать на звание теневого парламента, а то и теневой кремлевской администрации.

По крайней мере такое впечатление может сложиться у рядового, не очень политизированного гражданина нашей страны, когда он наслушается речей организаторов и вдохновителей завершившейся в минувший вторник кампании, названной выборами в координационный совет оппозиции (КСО).

Внешне все выглядело более-менее пристойно. Ряд заинтересованных граждан из числа активистов Болотной и Сахарова, в основном медиалица разного политического спектра — от левого Сергея Удальцова до правого Бориса Немцова, при самом активном участии блогера-политика Алексея Навального создали оргкомитет по проведению выборов. Руководить непосредственным проведением всех мероприятий поручили близкому соратнику Навального депутату гордумы Екатеринбурга Леониду Волкову. В координационный совет оппозиции, по задумке организаторов, должны были войти 45 человек сроком на один год. 30 из них избирались по общероссийскому округу, остальные по трем спискам, отдельно для левых, либеральных и националистических сил.

Сначала очень демократично собирались проводить как интернет-голосование, так и бумажное в регионах, во время массовых публичных мероприятий. От последнего незадолго до выборов отказались, и все плавно перешло в виртуальную реальность.

В голосовании мог, по первоначальной задумке организаторов, принять участие любой желающий, правда, для этого необходимо было пройти непростую, особенно для пожилых людей, регистрацию в Интернете и заплатить 10 тысяч рублей.

Желающих поучаствовать в виртуальных играх оппозиции оказалось не так много — 209 человек (шесть человек на одно место) — в ином столичном вузе даже сейчас конкурс при поступлении бывает покруче. И это притом что часть желающих — например, «эмэмэмщики», выдвинутые Сергеем Мавроди, или один из лидеров скинхедов Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак — не очень-то демократично, без всяких вразумительных объяснений были выкинуты организаторами из списка претендентов на заветный мандат.

Возможно, они и были не очень достойны звучного и почетного звания «член координационного совета оппозиции», но ведь демократия это прежде всего процедура, которой, как любимой жене, ни при каких условиях нельзя изменять.

Организаторы — изменили, и не только в этом. Когда в субботу неизвестные злодеи-хакеры провели успешную атаку на сервер, который вроде бы, по утверждению организаторов, был надежно «укрыт» в Калифорнии, оргкомитет решил по ходу дела поменять правила игры и продлить голосование еще на одни сутки. Можно только догадываться, какой бы шум подняла оппозиция, если бы глава Центризбиркома Владимир Чуров, сославшись на проблемы с электроникой, взял да и продлил любые выборы власти на сутки.

Не будет преувеличением сказать, что чистота выборов была «несистемщиками» принесена в жертву политической целесообразности. Но и это по большому счету им не помогло.

Объявленные итоги электронного волеизъявления никого не удивили: прошли те, кто и должен был пройти, по мысли организаторов, — естественно, блогер Навальный, плодовитый писатель и поэт Дмитрий Быков, шахматист Гарри Каспаров, ветеран оппозиционного движения Борис Немцов, две самые видные оппозиционные дамы Ксения Собчак и Евгения Чирикова, а также настоящий революционер Сергей Удальцов и еще целый ряд известных, в основном по митинговым страстям, фигур. Весьма характерный факт: из региональных активистов в КС попал только один экологический защитник Сурен Газарян.

Накануне голосования вожди протеста надеялись, что в выборах примут участие 100, а если повезет 300, тысяч человек, и тогда можно будет говорить о полной легитимности лидеров оппозиции. Оставим здесь в стороне вопрос, почему именно такой порядок цифр делает КС полноправным органом, ведь это меньше 0,1% от числа избирателей по всей стране. Но даже по данным собственного избирательного комитета, для участия в выборах зарегистрировались 170 тысяч человек, прошли процедуру верификации (подтвердили свое участие) 97 тысяч, а приняла участие всего 81 тысяча человек, то есть менее половины от числа зарегистрировавшихся и меньше своей же планки легитимности.

Выходя на выборы, несистемная оппозиция ставила перед собой две основные задачи. Во-первых, всенародно избрав КСО, избавиться от обидного ранга самозванцев и перейти во главе со своими лидерами в официальный статус избранных в представительный орган российской оппозиции. Во-вторых, показать всем, что «несистемщики» в отличие от власти могут и умеют честно проводить любые выборы.

Можно ли считать эти две задачи полностью решенными? Вряд ли.

Но даже не это так важно. Вся данная затея не имела никакой продуктивной общей идеи, проходила кампания под одним простым лозунгом, с которым были согласны все участники: сначала, мол, скинем Путина и его режим, а о дальнейшем договоримся потом.

Настоящая проблема КСО состоит в том, что, даже если его признают все, от власти до коллег из парламентской оппозиции, он вряд ли в дальнейшем, когда необходимо будет определяться с идеологией протеста, станет дееспособным органом. Слишком уж разнородная публика в нем очутилась. Левые видят будущее страны в одном цвете, либералы в противоположном, а националисты вообще ни на кого не похожи.

Как известно, «дружить» против кого-либо всегда легче, чем создать что-то общими усилиями.