В дипломах будут указывать рейтинг успеваемости

В «корочке» выпускников вузов помимо оценок, полученных на экзаменах, появится их позиция в общем рейтинге за весь период обучения.

Уже с 2018 года все учебные заведения вынуждены будут вести общий рейтинг успеваемости учащихся и при выдаче дипломов указывать в документе позицию студента в общем списке. Таким образом работодатели вчерашних выпускников смогут не только узнать оценки своих потенциальных работников, но и то, какое место по успеваемости они заняли среди своих однокурсников.

Инициатором введения подобной системы стало Агентство стратегических инициатив (АСИ), создавшее дорожную карту проекта «Национальной системы компетенции и квалификаций», имеющейся в распоряжении Life News.

Авторы новой системы уверены, что в данный момент диплом не отражает полноценно реальную ситуацию по тем знаниям и умениям, которые студент получает за годы обучения. Руководитель проектов АСИ Борис Белков пояснил Life News, что начисление баллов за студенческую активность поможет мотивировать студентов к учебным и научным достижениям и создать здоровую конкуренцию, максимально приближенную к «взрослой» жизни.

— Студент учится в университете, где много сверстников-коллег, поэтому там должна быть борьба и конкуренция. Рейтингование — это проявление лидерских компетенций. Можно сразу увидеть, кто и чему научился за 5 лет. И кстати, это большая помощь работодателям. Зная, что есть в этом человеке и в какой среде он учился, я могу понимать с каким багажом пришел человек и устраивать его образовательную программу внутри корпоративного характера, — подчеркнул Белков.

Академическая балльно-рейтинговая оценка знаний студентов является обычной практикой для Болонской системы образования, принятой в Европе. Так, в европейских университетах наряду с письменными экзаменами, многочисленными тестами и прочими способами проверки знаний, практикуется система рейтингов.

Несмотря на то что Россия подписала Болонскую конвенцию еще в 2003 году и фактически приняла для себя европейскую модель высшего образования, отношение к рейтинговой системе остается двойственным.

В частности, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин рассказал Life News, что выступает против публикации рейтингов в дипломах.

— У нас тоже подводят кумулятивный рейтинг студентов за период обучения. Этим занимаюсь не я, но мне это не особо нравится. В дипломы ни в коем случае не надо ставить рейтинги, подобного рода политические изобретения на потребу дня не помогают ни усвоению материала, ни широте мышления, — уверен Ясин.

Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, напротив, одобрила рейтинг в дипломах и пояснила, что он поможет развить лидерские качества у студентов.

— С точки зрения правил, действующих на глобальном рынке образования, практика рейтингования — это обычная история. Российские вузы движутся в этом направлении, что не может не радовать. Сами студенты положительно смотрят на такую перспективу, это разовьет у них соревновательность и желание быть первыми, — отметила Вартанова.

Представители студенческих организаций назвали возможность появления в дипломах порядкового номера студента абсурдной и заявили, что она нанесет серьезный урон всей системе российского образования. Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак высказал Life News опасения, что подобные рейтинги могут стать причиной роста коррупции в ВУЗах.

— Работодателям при приеме на работу необязательно смотреть на рейтинг: они могут провести собеседование, тесты. У нас итак сейчас все покупается в сфере образования: сертификаты ЕГЭ, оценки. С появлением рейтинга произойдет не соревнование знаний, а соревнование родительских кошельков. Все захотят, чтобы их дети заканчивали вузы на первых местах, — предостерегает законодателей Казак.

Даже сами представители нижней палаты парламента неоднозначно отнеслись к идее создания рейтинговой системы, по которой студентов будут распределять по успеваемости.

Зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин, член фракции КПРФ, рассказал Life News, что попытка позаимствовать западную модель обучения изначально обречена на провал. По мнению парламентария, подобные рейтинги не смогут реально отразить знания студентов, ведь выпускники, занявшие первые места в рейтингах разных университетов, по определению не могут обладать одинаковым качеством знаний.

— Оценки гораздо лучше, чем рейтинг, могут показать то, как человек учился. Рейтинг вещь весьма относительная, он зависит от того, в каком вузе человек учился — он ведь мог учиться в тьму-тараканском университете великих финансов и иметь там первое место! Так что это совсем не показатель знаний, — утверждает Смолин.

Коллега коммуниста по комитету, единоросс Владимир Бурматов также не уверен, что продвигаемая АСИ система действительно необходима. До ее принятия представитель партии власти предлагает провести общественные слушания, на которых представители системы образования смогут высказать свое мнение.

— Мы пригласим студентов, представителей министерств, а также представителей рынка труда. На данный момент предложение АСИ в контексте сегодняшнего дня внесут сумятицу в оценку выпускников потенциальными работодателями. Непонятна ценность рейтинга, как к этому рейтингу относиться? Вот красный и синий диплом — понятно, МГИМО и МГУ тоже понятно, и провинциальная академия культуры тоже понятно, — высказал свою позицию Бурматов.

До конца этого года АСИ планирует уладить все формальности, касающиеся дорожной карты проекта «Национальной системы компетенции и квалификаций». По прогнозам специалистов, к 2020 году их действия помогут обеспечить 25 миллионами высококвалифицированных кадров российский рынок труда.