Выборы в КС: мир на бульваре, война в Интернете

Вообще, из всех массовых акций, связанных с парламентскими и президентскими выборами, эта была самая мирная. «Формат» нестандартен – шесть часов, с 12.00 до 18.00. В программу входил и митинг, но главное, ради чего позвали людей – это выборы в Координационный совет (КС) российской внесистемной оппозиции. Поскольку устроить такие выборы, проводимые, естественно, без участия ЦИК и каких-либо государственных органов, в Интернете довольно сложно (не всякий, кто даже и хочет поучаствовать, все правильно поймет) лидеры оппозиции решили гражданам помочь. И пригласили их на Цветной бульвар, где обещали все популярно объяснить.

Погода стояла теплая и солнечная — золотая осень во всей красе. Досадно, что командование внутренних войск опять вывело солдат-срочников в оцепление в шапках-ушанках. Неистребимый казарменный постулат — полгода гарнизон должен быть в ушанках, что бы там на улице ни происходило – популярности военной службе не прибавляет. Солдатиков было жалко.

Для акции была выделена примерно половина Цветного бульвара «ближе к центру», оканчивающаяся Трубной площадью. Все опасения, озвученные властью (и может быть, тайно лелеемые некоторыми оппозиционными лидерами), что нахлынет море легкомысленной публики и разорвет чугунную ограду бульвара, были развеяны напрочь. Никакого столпотворения не было: по дорожкам не спеша бродила умиротворенная и нарядно одетая публика. Обилие модных шарфов, завязанных узлом, цветные чулки, вариации демисезонных пальтишек, шевелюры и шляпы.

Митинговая трибуна, сооруженная, по иронии судьбы, возле колонны, посвященной сотрудникам МВД, по большей части пустовала. Известных ораторов не было вообще, только иногда активисты проводили краткие «оппозиционные политинформации».

Несколько появившихся лидеров предпочли обойтись без трибуны. В двух шагах друг от друга, на поляне, в окружении публики виднелись едва-едва отросший «ежик» на голове лидера Левого фронта Сергея Удальцова и борода депутата Государственной думы Ильи Пономарева – в общем-то, оппонентов по главному вопросу.

Удальцов разъяснял важность и пользу выборов в КС и уверял, что новый руководящий орган оппозиции не станет бюрократическим подобием власти. Пономарев же терпеливо перечислял причины, побудившие его из этих выборов выйти. По мнению депутата, обстоятельства, которыми сопровождаются выборы, приведут к тому, что избранные тут же переругаются, выясняя, кто из них избран «законно», а кто — нет.

Одно из этих обстоятельств уже хорошо известно – это появление, наподобие чертика из табакерки, печальной памяти организации МММ и ее лидера Сергея Мавроди. Удалые МММ-щики, действуя, по мнению многих, в сговоре с властью, попытались выдвинуть в будущий КС целых 65 своих кандидатов. Когда же им не дали это сделать, обвинили оппозиционную центральную выборную комиссию в хищении внесенных ими залогов (по 10 тыс. рублей с кандидатского носа). Пока оппозиция разбирается с деньгами, поступила информация, что МММ вовсю регистрирует своих избирателей, которые станут голосовать по прямому указанию Мавроди. А поскольку избирателей еще не так много, регистрация сугубо добровольная, такое голосование может серьезно исказить картину «оппозиционного общественного мнения» и, по сути, лишить всю затею с выборами смысла (каковой и изначально-то был далеко не очевиден).

«Непонятно, сколько голосов МММ в итоге смогут провести через все наши кордоны и заграждения, — заметил Илья Пономарев корреспонденту «Росбалта». — Я думаю, что не менее 10 тыс. избирателей они все равно проведут, потому что, по моей оценке, у нас зарегистрировалось избирателями не менее 60 тыс. МММ-щиков. Человек десять они в КС проведут».

«Кроме того, — продолжал Пономарев, — мы понимаем, что часть оппозиции не приняла участия в голосовании: КПРФ, «Яблоко» и т.д. Они могли бы принять участие, их можно было бы уговорить. КПРФ мы даже уговорили, но центральная выборная комиссия не уважила мою просьбу дать им возможность принять официальное решение и партийное – и тем самым не зарегистрировала от них кандидатов. «Яблоко» всегда занимает такую позицию, что им особое приглашение нужно. Но я считаю, мы не сахарные, не развалились бы. Надо было сделать им особое приглашение. И проблемы с МММ, кстати, тогда не было бы. Приняли бы участие КПРФ, «Яблоко» и СР – и было бы у нас не 100 тыс. избирателей, а миллион».

Кроме Удальцова и Пономарева, которым логично было здесь появиться, к полудню оказались на бульваре уже совсем неожиданные гости. Есть такой человек, ходил по Москве в свитере с вышитой надписью «Куришь, пьешь вино и пиво – ты пособник Тель-Авива» и называл себя одним из лидеров общества «Память», но никакой «карьеры» даже в черносотенных кругах не сделал. Даже имя его почти никому не известно, хотя физиономия и свитер мелькали на всех демонстрациях данного направления. Вот этот-то бедолага, постаревший, уже без свитера и с палочкой, но прекрасно узнаваемый, и разложил тут на складном столе литературу с заголовками типа «Евреи в истории» и «Отец: тайна смерти Сталина». Однако его быстро попросили свернуть торговлю агитационными материалами.

Общее внимание, между тем, было приковано вовсе не к трибуне. В четырех местах установлены были просторные белые палатки, в которых и планировалось организовать голосование. То есть, вручать желающим списки кандидатов (всего в КС баллотируется 210 кандидатов по четырем спискам, обещоппозиционному и по трем «куриям»: либеральной, левой и националистической) и предлагать выбрать до 45 кандидатур.

Однако обстоятельства изменились. Оказалось, что в данный момент голосовать невозможно, потому что оппозиционные сайты в Интернете, через которые осуществляется избирательный процесс, подверглись мощной хакерской атакой.

Поэтому действовали иначе: активисты возле палаток объясняли всем, желающим принять участие в выборах, что проголосовать сейчас они не смогут – но, по крайней мере, их всех зарегистрируют в качестве избирателей. А это не такое простое дело: собственно, впервые в нашей стране устраиваются такие выборы, не по территориальному и не по производственному принципу, а по принципу «голосует тот, кто хочет». Дабы все было честно, и всегда можно было подтвердить, что такой-то действительно голосовал, и что один человек голосовал только в одном месте, разработан замысловатый процесс, предусматривающий, помимо регистрации, еще и «верификацию».

Не все, пожелавшие поучаствовать в этой процедуре, смогли или успели зарегистрироваться в Интернете. Вот им-то сейчас и помогли свое желание исполнить. В палатке стояло несколько столов, и у каждого вошедшего спрашивали паспорт и мобильный телефон. После того, как активист заносил паспортные данные человека в ноутбук, на телефон новоявленного избирателя приходила СМС-ка с четырехзначным номером. Когда же и его заносили в машинку, приходила вторая СМС-ка, и в ней уже содержался пароль, по которому данный избиратель сможет проголосовать в Интернете.

Но позже – как только оппозиционные «айтишники» разберутся с проблемой. И, время, выделенное для этого, пообещали продлить на тот срок, который займет приведение в порядок сайтов. Увы! Как отмечалось в «политинформациях», быстро справиться с происками хакеров не удавалось.

Ближе к 16:00 на Цветной прибыл Борис Немцов, который подтвердил озадаченному сообществу, что сайты «лежат». «Наша страна полна адреналином, — заметил Немцов. – К нам лучше всего подходит поговорка «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу». Но, по его словам, нет худа без добра: оказывается, часть либеральной общественности, которая вовсе и не собиралась участвовать во всей этой затее, изменила свою позицию, узнав о коварной атаке провластных – естественно, а каких же еще! – хакерских сил. Лично Немцову позвонили десятки людей со словами поддержки и изъявлением желания присоединиться к выборам.

Да, если общее число посетителей Цветного бульвара в эти часы было сравнительно невелико, то избирателей набралось не так уж мало: к палаткам стояли очереди. В них в разное время оказались и известные люди. Например, писатель Сергей Гандлевский. «Я пытался проголосовать утром по месту жительства, на Покровке, — рассказал он корреспонденту «Росбалта». — Но мне объяснили, что была какая-то ДОС-атака, и вот я просто пришел сюда. Я надеюсь, что все-таки это будет не такое, искажающее волю избирателей стекло, как линзы официальных выборов».

Молодой муниципальный депутат из Южного Тушина Вера Кичанова тоже стояла в очереди. «До сих пор в оппозиционном движении был такой разброд и шатание, — отметила она. — Сейчас, слава Богу, появилась идея и техническая возможность выбрать тех, кто мог бы объективно говорить от имени протестного движения. Всякий, кто себя регистрирует в качестве избирателя, тем самым заявляет, что причисляет себя к оппозиционному движению. Выдвигаются многие люди, которых я лично знаю, доверяю им и хочу поддержать их».

«Хочу, чтобы во главе оппозиционного движения стояли те, кому народ доверяет. Я себя представителем народа считаю, я простой рабочий», — заявил оператор станков с числовым программным управлением Павел. «Во всем этом, к сожалению, участвует очень малый процент людей, — признает молодой инженер Артем. — Оппозиционную активность большинство просто не замечает. Надо показать, что нас просто много».

«Оппозиция наконец может начать работать более активно и организованно, — полагает предприниматель Наталья Шелестун. — Неизвестно, кто из них кто, они нелегетимизированны, и надо, чтобы мы их поддержали. Не все сразу получается, не всему сразу научишься. Пробный шар, сейчас не получится – в следующий раз учтут ошибки».