Гастарбайтер, человек и мастерок

Скандал с изображениями мигрантов с метлами и лопатами вместо голов набирает обороты. Смольный отрицает свою причастность к буклету, создатели брошюры уверяют, что никого не хотели обидеть, а сами гастарбайтеры идут в суд.

Напомним, накануне «Росбалт» сообщил о том, что в одном из разделов буклета «Справочник мигранта» — проекте «Восток-Запад», опубликованном на официальном сайте городской программы «Толерантность», — оказались весьма своеобразные иллюстрации. Так, приехавшие в Россию иностранцы изображены в виде рабочих инструментов — швабр, молотков, мастерков, лопат и пр., причем эти инструменты заменяют у них головы. Мультяшные «швабры» и «мастерки» не только работают, но и ходят в музеи и разнообразно повышают свой культурный уровень.

Примечательно, что аборигены — лица, как принято говорить, «титульной расы», то есть в данном случае русские, в буклете изображены в виде людей с обычными головами. «Коренную расу» в буклете представляют полицейский, врач и милая женщина, видимо, сотрудник УФМС. Наблюдатели замечают, что «доктор» немного напоминает губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, а дама из УФМС (если бы была брюнеткой) походила бы на главу ведомства Елену Дунаеву. Все герои постоянно и жизнерадостно улыбаются, радуясь взаимной встрече.

Содержание брошюры вопросов не вызывает и действительно весьма полезно. В первой части говорится о правовых аспектах, связанных с пересечением границы РФ, постановкой на миграционный учет, получением разрешения на работу и медицинскому страхованию. Вторая часть посвящена профилактике ВИЧ-инфекции (как известно, носителей этой инфекции власти имеют право высылать из страны). В третьей части есть полезные советы, касающиеся особенностей культуры и быта Петербурга. Приводятся адреса отделов ФМС и учреждений, где можно сдать кровь на анализ на ВИЧ, телефоны экстренных служб и травмпунктов города.

Однако уже через несколько часов после массового растиражирования информации о буклете Смольный официально открестился от своего участия в издании скандального справочника, опубликовав на сайте комитета по внешним связям письмо: «Вниманию редакций! В СМИ Санкт-Петербурга и в блогосфере распространяется информация о брошюре «Справочник трудового мигранта», авторство которой приписывается администрации. Комитет по внешним связям сообщает, что исполнительные органы власти не принимали участие в реализации данного проекта, и он не имеет отношения к программе «Толерантность», а также не рецензировался экспертами программы».

Чуть позже, предвидя, вероятно, вопросы журналистов о средствах финансирования буклета (то есть не на деньги ли горбюджета он был издан) уточняется дополнительно: «Обращаем внимание, что в выходных данных, размещенных в брошюре, сообщается: «публикация осуществляется в рамках проекта по профилактике ВИЧ-инфекции среди трудовых мигрантов, прибывающих на временную работу в Санкт-Петербург из государств Центральной Азии «Восток-Запад», реализуемого при финансовой поддержке Датской Церковной Помощи в Центральной Азии». Этот проект осуществляло РОО «Взгляд в будущее».

«Росбалт» связался с его руководителем Глебом Панфиловым, который подтвердил все вышесказанное, однако был удивлен вызванным резонансом. Впрочем, резонанс его не смутил, а оказался даже полезен, поскольку, по его словам, проблемы общения мигрантов и россиян сейчас «весьма остры».

«Да, мы вполне сознательно разместили именно такие иллюстрации в нашем буклете, — рассказал Панфилов «Росбалту». — Хочу обратить внимание: люди с головами рабочих инструментов — это не изображение мигрантов, а герои брошюры по типу школьных учебников. Там же тоже изображаются веселые картинки: герои сказок, мультиков, какие-то ожившие предметы. Мы хотели сделать информацию более доступной и доброй, а герои весело указывают на важные для иностранцев вещи».

Глеб Панфилов подтвердил, что буклет издавался на гуманитарный грант датчан, сообщил также тираж издания — 10 тыс. экземпляров, однако о стоимости проекта говорить отказался.

Панфилов также уверяет, что они никоим образом не хотели оскорбить трудовых мигрантов. По его словам, проводились даже специальные тренинги и фокус-группы, на которых иностранцам показывали эти же самые картинки. Он также недоумевает, почему такой вал возмущения вызвали картинки именно у россиян.

«Иностранные рабочие восприняли картинки адекватно и вовсе не ассоциировали себя с героями брошюры, никакого сопротивления изображения не вызвали, — говорит Панфилов. — Кроме того, мы не понимаем, что может быть позорного в принадлежности к строительной индустрии, ведь к нам едут отнюдь не программисты. Наоборот — надо гордиться тем, что умеешь держать в руках мастерок или лопату».

«Да, но не вместо головы!» — комментирует «Росбалту» эти слова председатель Центра «Образование трудовых мигрантов стран-участников СНГ» Махсуд Абдужаббаров.

Махсуд также сообщил «Росбалту», что сейчас несколько десятков трудовых мигрантов — граждан Узбекистана — работают с адвокатами и в самое ближайшее время готовятся подать в суд на издателей скандального «Справочника».

«Мы сейчас собираем подписи земляков и уже в понедельник подадим коллективный иск в суд на издателей справочника. Мы требуем, чтобы этот буклет перестали распространять, так как такие изображения унижают наше человеческое достоинство, они оскорбительны! И пускай этот художник покажет нам человека, который выглядит так, как изображено в справочнике», — сообщил Абдужаббаров.

Кроме того, по словам Абдужаббарова, у него есть некоторые вопросы к своим землякам — представителям узбекской диаспоры. Он сомневается, что издатели справочника опрашивали узбеков на предмет корректности изображения и что те согласились быть людьми «с мастерками вместо голов».

«А если художники действительно говорили с представителями узбекской диаспоры и те правда давали согласие и не обиделись, тогда подадим в суд и на них! Не каждый узбек захочет выглядеть в виде топора или метлы!» — горячится Абдужаббаров. При этом сам Махсуд, по его словам, «такой же бесправный мигрант, как и многие мои земляки».

Между тем эксперты спорят, насколько уместно или оскорбительно чересчур буквальное изображение людей определенных профессий или национальностей. Так, некоторые опрошенные «Росбалтом» представители разных профессий сообщили, что ничуть бы не смутились, если бы их изобразили с видеокамерой, поварешкой или компьютером вместо головы и не видят в картинках «Справочника…» ничего предосудительного и действительно находят их милыми, понятными и смешными.

«Все дело в контексте, в котором рассматривается такое изображение, — считает психолог Мария Масленникова. — В профессиональной среде, например, компьютерщиков никто не обижается на изображения сисадмина с головой-ноутбуком, а врачей часто изображают в виде медицинских инструментов. Вероятно, мигранты обиделись на то, что они — «инструменты», а россияне — люди обычной внешности».

Депутат ЗакСобрания Владимир Дмитриев возмущен не только и не столько конкретной ситуацией, сколько неоднозначной славой, которую в последнее время снискал Петербург.

«Есть вещи, которые нельзя трогать в принципе, какими бы благими целями они не обосновывались, — считает Дмитриев. — Я это и своим коллегам говорю, которые выступают с сомнительными законопроектами: идея может быть и неплоха, но лучше их не трогать, пока общество не созрело. Хотя, с другой стороны, я долгие годы жил в Латвии и в глазах коренных жителей выглядел таким же мигрантом неизвестно с чем вместо головы. Нас изображали и тупыми, и придурками, и оккупантами. Было обидно, когда русских изображали, например, с головой — бутылкой водки».

В безусловном праве художнике выражать свои идеи так, как он считает нужным, убежден руководитель ЗАО «Златоуст» Станислав Голубев. Эта организация занимается, в том числе, профессиональным обучением мигрантов русскому языку.

«Мы тоже издавали книгу «Мы живем и работаем в России», в которой изображения иностранных рабочих иногда были, скажем так, немного расхристанными. Но это — право художника, если изображение не обидно и шутливо», — считает Голубев.

… Кстати, любимой фразой школьной учительницы автора этих строк было: «Павлов, у тебя вместо головы — шайба!», поскольку вышеуказанный Павлов был хоккеистом. А теперь думаю: может, у него и вправду была шайба?