Нелегальная миграция станет тяжкой

Федеральная миграционная служба разработала ряд законопроектов, ужесточающих административную и уголовную ответственность на нарушение миграционного законодательства. Документы уже внесены на рассмотрение в Госдуму. В случае принятия, они изменят ситуацию для самих нелегалов и для организаторов незаконной миграции.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ», подготовленный ФМС России. Согласно документу, срок лишения свободы за организацию незаконной миграции группой лиц (ст. 332.1 часть 2) предлагается увеличить с 5 до 7 лет, что переведет это преступление в разряд тяжких. Также изменения предлагается внести и в первую часть данной статьи. Речь идет об увеличении штрафа за организацию незаконной миграции с 200 до 300 тыс. рублей, а также минимального срока лишения свободы с 2 до 5 лет, что позволит перевести преступления, предусмотренные данным пунктом, в раздел преступлений средней тяжести.

Как рассказал «Росбалту» глава ФМС России Константин Ромодановский, отнесение преступлений, совершенных группой лиц к разряду тяжких позволит правоохранителям применять более широкий спектр оперативно-розыскных мер для выявления всех участников организованных групп, работающих на поле незаконной миграции, занимающихся поставкой нелегалов, их оформлением. По мнению собеседника агентства, ужесточение мер позволит повысить эффективность данной статьи.

Также ФМС предлагает ужесточить ответственность и для самих мигрантов, и увеличить срок запрета на въезд для иностранных граждан, выдворенных из России, депортированных или реадмиссированных до 10 лет (сейчас в действующем законодательстве — 5 лет). Для тех же, кто подлежит административному выдворению, депортации или реадмиссии, но самовольно оставил места содержания указанной категории до исполнения вынесенных решений, законопроектом предусмотрены принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Глава информационно-правого центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева поддержала инициативу ФМС об ужесточении законодательства в отношении мигрантов. Правда, по ее словам, ответственность должна быть усилена только для тех иностранных граждан, которые занимаются в России незаконной деятельностью: торгуют наркотиками либо фальшивыми документами на вокзалах. Но это не должно коснуться тех, кто приезжает к нам зарабатывать честным трудом, даже если эти люди и оказались в нелегальном положении, уверена собеседница агентства.

«В России созданы такие условия, что мигрант, даже желая находиться на территории страны на законных основаниях, порой просто не может этого сделать», — поясняет Джураева. Поэтому, по словам эксперта, следовало бы продумать дифференцированный подход в этом отношении, в противном случае депортации на 10 лет могут подвергнуться добросовестные трудяги, а армия нелегалов, занимающихся противозаконной деятельностью, продолжит процветать.

Правда, если предложения ФМС в отношении самих мигрантов были, в общем, одобрены опрошенными «Росбалтом» экспертами, то инициативы, касающиеся борьбы с организаторами незаконной миграции, не нашли однозначного отклика и вызвали множество вопросов.

Для начала следовало бы определиться с тем, кто же такие эти организаторы притока в Россию нелегалов. По словам главы ФМС – ими могут быть и работодатели, и посредники, и даже лидеры национальных сообществ. Именно для них, если суд признает их виновными в совершении данного преступления, законом и предусмотрено ужесточение ответственности. Но почему законодатели решили, что штрафа в 200 тыс. рублей нарушители не боятся, а когда он станет на 100 тыс. больше – сразу испугаются? И что, в действительности, может изменить подобная инициатива?

По мнению Гавхар Джураевой, эффективность этой меры весьма сомнительна. «Призыв ужесточения политики государства по отношению к посредникам звучит на протяжении последних пяти лет, а между тем, в законодательстве нет такого пункта, который ограничивал бы посредничество в той форме, в которой мы его получили. Для начала следовало бы ввести хотя бы порядок лицензирования по отношению к тем, кто имеет право заниматься рекрутингом и легализацией мигрантов», — полагает собеседница агентства.

По ее словам, посреднический бизнес сегодня неимоверно разросся: одни набирают людей в странах ближнего зарубежья, обещая золотые горы, а привозят в рабские условия труда, другие предлагают свою помощь в оформлении соответствующих документов, необходимых для легализации, а, по сути, в чистом виде их продают. И никто эту деятельность не контролирует.

«На место таких полулегальных посредников должны прийти серьезные крупные компании, которые вербуют людей в странах СНГ и занимаются их легализацией и трудоустройством в России. Замечу, легальным трудоустройством», — считает эксперт.

По ее мнению, такие посредники должны заключать с мигрантами письменный договор, в котором было бы четко прописано, куда их везут, что они здесь получат. И тогда, в случае, если иностранному гражданину, к слову, заплатившему денег за трудоустройство и помощь с документами, не обеспечили положенного законного места работы на указанных условиях, эти компании можно было бы привлечь к ответственности. Сейчас же, по словам Джураевой, мигрантов буквально продают в рабство. Когда же они из этого рабства сбегают, оказавшись на нелегальном положении в чужой стране, эти люди нередко криминализируются.

Легализовать посредников стоило бы не только ради самих мигрантов. Компании, действующие в соответствии с законом и получившие лицензию на свою работу, привозили бы иностранцев под конкретные рабочие места, что, во многом, позволило бы решить проблему с нелегальным трудом гостей из ближнего зарубежья.

Правда, начинать работу на этом поле, по словам главы центра «Миграция и закон», стоило бы не с этого, и уж точно не с ужесточения ответственности для организаторов незаконной миграции. «Источником появления нелегальной миграции являются не столько посредники, потому что они выполняют заказ, сколько сами работодатели, которые готовы и хотят нанимать нелегалов», — отметила эксперт. Поэтому, начинать, по мнению Джураевой, следовало бы с ужесточения ответственности именно для работодателей. Правда, в этой плоскости, по словам Ромодановского, никаких изменений не предвидится.

«Работодателей штрафуют до 800 тыс. рублей за каждого незаконного работающего. Этого наказания вполне достаточно», — полагает глава ФМС, уверяя, что работодатели и так боятся брать нелегалов. Но так уж и боятся? Ведь, по словам того же Ромодановского, в России порядка 3,5 млн иностранных граждан превысили разрешенный срок пребывания – 90 суток, а более 1,8 млн из них находятся в стране свыше 120 суток. Столь длительный срок пребывания дает ФМС повод предполагать, что эти люди здесь работают, причем, незаконно. Видимо, не так уж и сильно боятся наши работодатели ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Да и посредники, поставляющие им армии нелегалов, работают себе преспокойненько. Можно ли решить эту проблему, борясь лишь с теми, кто мигрантов в Россию привозит, и ужесточая для них наказание?

«Вопрос здесь не в суровости, а в неотвратимости наказания. Если бы было много уголовных дел по статье об организации незаконной миграции, и преступникам давали бы по два года, этой проблемы давно не было бы, или, по крайней мере, взяли бы эту сферу под контроль», — считает президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин. Бояться усиления ответственности нарушители закона не станут, лишь коррупция в этой сфере подскачет еще на один уровень, полагает собеседник агентства.

Но и бороться с бизнесом, чьим интересам угождают посредники, по мнению эксперта, было бы неправильно. «Если бы можно было спокойно брать мигрантов, тогда ужесточение наказания за работающих нелегалов было бы справедливо. Но что такое 150 тыс. мигрантов на Москву? Потребность в бетонщиках в 125 раз превышает количество имеющихся на рынке труда специалистов, в сварщиках — в 7 раз, в швеях-мотористках – в 5 раз. А бизнес не может стоять», — заметил Поставнин. Поэтому, для того, чтобы ужесточать ответственность для работодателей, по его мнению, сначала следовало бы установить реальные квоты.

Выстроятся ли работодатели в очередь за легальными иностранными рабочими, за которых придется платить налоги и нести ответственность, когда число квот возрастет? Хочется верить. Правда, сейчас многих работодателей останавливают вовсе не квоты, а желание избежать излишних затрат. А пока спрос на нелегальную рабочую силу у нас велик, поставщики или организаторы незаконной миграции будут и дальше находить новые способы удовлетворить потребности тех, кто им исправно платит, и ужесточение наказания вряд ли эту ситуацию изменит