Власти спаивают белорусов

Белорусы стремительно спиваются. В мировом рейтинге государств с высоким уровнем алкоголя Беларусь находится на 10-м месте.

За прошлый год в стране было реализовано более 13 литров алкоголя на одного взрослого человека. При том, что уже 8 литров на человека считается критической чертой, за которой начинаются демографические изменения. Как спасти нацию от деградации и вымирания.

Губит белорусов не пиво

Начальник отдела питания Научно-практического центра по продовольствию НАН Элеонора Капитонова отмечает, что случаи отравления алкоголем фиксируются в Беларуси уже с десятилетнего возраста. Исследования среди школьников показали, что 41% учащихся, начиная с 5 класса, употребляют алкогольные напитки один раз в месяц.

— Почти половина (45,6%) алкоголя, который употребляют белорусы, — это крепкий алкоголь. Понятно, что крепкие напитки в структуре должны занимать меньший удельный вес, чем это есть сейчас. В странах, где проводилась взвешенная национальная политика по изменению структуры потребления в сторону слабых алкогольных напитков: пива и вина, добились увеличения продолжительности жизни. Это, разумеется, случилось не за год и не за два, — подчеркивает эксперт.

По словам Элеоноры Капитоновой, существует так называемая схема потребления алкоголя, предложенная ВОЗ. Принято считать, что меньший вред здоровью нации и минимальные изменения в организме человека наносит употребление алкоголя в следующей пропорции: пиво 50%, вино 35%, а крепкие алкогольные напитки не больше 15%.

— При такой структуре потребления алкоголя отрицательные последствия для демографической ситуации минимальны. Например, Германия одна из первых занялась изменением структуры потребления алкоголя. В результате там много пьют, но долго живут. И все потому, что пьют не водку, а пиво, — отмечает Элеонора Капитонова.

Запрет дает эффект

По мнению Элеоноры Капитоновой, чтобы на национальном уровне изменить структуру потребления спиртных напитков, следует увеличивать цены на крепкий алкоголь, не продавать спиртное в шаговой доступности в жилых кварталах, около учебных заведений.

— Известны приемы, используемые в торговле алкоголем в странах Западной Европы, когда цены на алкоголь, который продается в городе, значительно выше, чем на тот, что релизуется за несколько километров от него. Есть ограничения по времени продажи крепких спиртных напитков, — напоминает эксперт.

В Беларуси также время от времени проходят эксперименты по ограничению реализации спиртных напитков, плодово-ягодных вин в частности. Заместитель начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Беларуси Сергей Красуцкий считает, что такие меры имеют колоссальный эффект.

— Эти вина в сознании наших граждан приобрели значение продуктов питания, что неправильно. В тех районах, где были введены запреты на их продажу, практически в два раза снизилась преступность и правонарушения в пьяном виде, — подчеркивает сотрудник МВД.

По его мнению, запретить торговать алкоголем нельзя, но можно ограничить процесс по времени и начинать продажу спиртного, например, не с 8.00, а с 10.00.

— Кроме того, алкоголь следует убрать из продуктовых магазинов и реализовывать в специализированных торговых павильонах. Стоит размещать на бутылках с алкоголем выразительную информацию о вреде спиртосодержащих напитков для человека, — предлагает Сергей Красуцкий.

Заведующий реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья Владимир Иванов добавляет, что в магазинах необходимо повесить плакаты, четко указывающие на вред, наносимый потреблением спиртного, а также информирующие, где человек может получить помощь в лечении алкогольной зависимости.

Спаивает народ государство

Существует точка зрения, что если ограничить производство или продажу «чернила» и водки, то народ начнет в массовых масштабах гнать самогон, пить различные спиртосодержащие жидкости. А это еще большая угроза здоровью и жизни белорусов. Владимир Иванов не согласен с таким мнением.

— Никакой самогон не в состоянии компенсировать те объемы алкогольной продукции, которые продает государство. В обществе всегда найдутся люди, которые будут продолжать пить при любых условиях и умирать от злоупотребления алкоголем. При резком сужении доступа к нему до 20% населения продолжает пить. И сделать с этим ничего нельзя. Однако это все-таки меньшая часть нашего общества, — полагает эксперт.

Владимир Иванов отмечает, что, начиная с 1987 года, когда велась активная антиалкогольная кампания, до 1989 года в Беларуси в два раза снизилась смертность от алкогольных отравлений, в четыре раза по сравнению с 1984 годом уровень алкогольных психозов. Когда же с конца 1989 года производство алкоголя стало наращиваться, «в первую очередь исходя из фискальных интересов», все вернулось на круги своя. Таким образом, психиатр настаивает, что бороться с алкоголизацией можно и нужно снижением производства и продаж алкоголя.

— Ограничительные меры работают, и работают хорошо. Хочу обратить внимание, что в программах Совмина по борьбе с алкоголизмом не было поставлено конкретной задачи по снижению объема производства и продажи алкоголя на территории Беларуси. Если на протяжении 20-30 лет постепенно снижать производство алкоголя на 2-3% в год в пересчете на абсолютный спирт, это будет незаметно для населения, но мы достигнем больших успехов, — считает специалист.

Справка. По данным Национального статистического комитета, в Беларуси в 2011 году было реализовано 13,3 литра абсолютного алкоголя на душу населения, что на 9, 8 % выше, чем в 2010 году. Рост реализации крепких алкогольных напитков составляет 18%. Реализация водки, которая в структуре потребления алкоголя занимает 46,4%, увеличилась на 8%.

В 2011 году смертность от причин, связанных с алкоголем, выросла на 49% в сравнении с 2010 годом. Количество пациентов, наблюдаемых наркологической службой Беларуси, за 2011 год увеличилось на 0,5% и составило 286310 человек (среди них больные алкоголизмом 178608 человек).