Почему русский народ отказались называть государствообразующим?

Совет по межнациональным отношениям при президенте предложил на согласование Кремлю Стратегию национальной политики. Поручение выработать такую стратегию дал Владимир Путин в конце августа на первом заседании этой структуры. Одно из обязательных условий, которое поставил президент – обязательное прохождение общественной дискуссии по этому документу.

Вопрос о государственной национальной стратегии стал обсуждаться на высшем уровне примерно год назад, когда во время декабрьской «прямой линии с Владимиром Путиным» будущий старый-новый президент не исключил возможности восстановления министерства по делам национальностей. Чуть позже, уже готовясь к президентским выборам, в одной из семи программных статей Путин упомянул о необходимости написания четкой стратегии развития государственной национальной политики. После избрания эта проблема отошла на второй план, уступив место кадровым перестановкам и вхождению в новый круг обязанностей.

Однако, уже через месяц после инаугурации, 7 июня президент подписал указ об учреждении президентского совета по межнациональным отношениям, а в конце августа на его первом заседании дал четкую установку на написание Стратегии.

Как видим, эксперты взялись за дело довольно споро и уже спустя полтора месяца подготовили черновой вариант Стратегии. Несмотря на то, что документ должен проходить общественное обсуждение, найти его в открытом доступе оказалось довольно непросто и составить о нем впечатление можно лишь по некоторым цитатам в СМИ.

В частности, говорится о том, что из документа в конечном счете были убраны наиболее критикуемые, в первую очередь, со стороны национальных республик положения, например, о «государствообразующей роли русского народа». Вместо этого появилась фраза о «многонародной русской нации».

«Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация», – говорится в проекте документа.

В этом проекте есть еще над чем работать, однако он является продуктом очень важной попытки согласовать противоречивые взгляды и интересы. О том, какие основные задачи у Стратегии, когда должен быть готов окончательный вариант, и о роли русского народа в многонациональной федерации рассказал Накануне.RU член Совета по межнациональным отношениям, известный тележурналист Максим Шевченко.

Вопрос: Как Вы оцениваете появившийся документ? Какой будет его роль?

Максим Шевченко: Дело в том, что это еще не документ, а проект документа для обсуждения, над которым надо очень много работать, в котором масса противоречивых моментов, и на данный момент его еще достаточно трудно обсуждать, потому что это пока рабочий черновик. Официально он представлен как «проект для обсуждения». Я считаю, что, в принципе, не является задачей этого документа сгладить какие-то противоречия. Задачей является ясно сформулировать цели национального развития и дать определения того, что и как должно быть в стране. На мой взгляд, в стране нужно стремиться к тому, чтоб была одна политическая нация, связанная с гражданством и была обеспечена всесторонняя возможность для развития этнокультурного многообразия нашей страны.

Вопрос: В чем это развитие будет заключаться, как обеспечить эти возможности?

Максим Шевченко: Этнические субъекты, народы на территории нашей страны, в основном, привязаны к постоянным территориям проживания и имеют такие парагосударственные оформленные субъекты. Все это нужно учитывать. Стратегия должна исходить из реальной картины и ставить цели и задачи, которые нам хотелось бы и которые мы должны были бы решить, исходя из нашего национального развития, исходя из нашего исторического развития. С этой точки зрения, мне кажется, тот проект, который представлен, безусловно, несовершенен, там есть над чем работать. Но в целом, он является результатом достаточно важной попытки согласования противоречивых взглядов и интересов.

Вопрос: Говорится о том, что этот документ будет предложен на общественное обсуждение. В какой форме, в какие сроки это планируется делать?

Максим Шевченко: Оно уже идет, насколько я знаю, по разным городам, по разным регионам, обсуждают, вносят свои поправки национальные республики и в других местах. Уже прошло достаточно много прошло общественных дискуссий.

Вопрос: Насколько я знаю, немало споров вызывало положение о государствообразующей роли русского народа, и в итоге была найдена более дипломатичная формулировка. Удовлетворит ли она, на ваш взгляд, представителей различных менее многочисленных национальностей?

Максим Шевченко: На мой взгляд, вообще никакой народ не должен выделяться в концепции национальной стратегии. Мне кажется, русский народ и так обладает преимущественными правами в нашей стране, поскольку русский язык является основным языком политического, технологического, концептуального развития страны и культурного развития в целом. Русский народ является самым большим народом, и я считаю, что стратегия национального развития Российской Федерации, а не русского народа отдельно, должна строиться на одной конституции, и никакой народ не должен выделяться.

Если у нас в стране будет выделен на основе концептуального политического документа русский народ и «все остальные», то это приведет к неизбежному распаду страны. Возможно, те кто пытаются под предлогом якобы заботы о русском народе его туда «вставить», в такие документы, может быть, подразумевают и распад страны. Помнится, в 1991 году все началось с требований какой-то «русской академии наук», русского чего-то еще. Лучше стало русским после этого? Я что-то не уверен. Поэтому, мне кажется, что самые благоприятные условия для развития русского народа — в составе интернациональной федерации, где русские люди играют лидирующую доминирующую политическую, общественную, экономическую роль.

Вопрос: Насколько конкретен этот документ, и каким образом его положения будут реализовываться на практике?

Максим Шевченко: Еще раз повторюсь, это проект, который находится в стадии обсуждения, все это еще не стратегия, это черновой вариант. И его трудно обсуждать, поскольку черновой вариант всегда неконкретен, всегда понуждает нас к более подробной дискуссии, к более детальной дискуссии.

Вопрос: Когда закончится общественное обсуждение проекта и когда стратегия будет уже в более завершенном виде оформлена?

Максим Шевченко: Президент дал поручение закончить Стратегию к 1 декабря. Уверен, поручение президента Российской Федерации будет исполнено.

Однако и новая трактовка роли и значения русского народа в межнациональных отношениях на территории России устраивает далеко не всех. Идея придать русскому народу положение некой «объединяющей роли», то есть превратить его в этнический цемент, лишенный собственной идентичности – очень опасное, ошибочное и не соответствующее мировой практике решение, высказал Накануне.RU свое мнение профессор, доктор исторических наук Валерий Соловей.

— Я отношусь к такой постановке вопроса, как к исторически ошибочной, политически опасной и не соответствующей реальному положению дел, а также мировой практике. Эта мера вызовет возмущение, вполне законное и оправданное возмущение русских. Почему 80% русских не могут иметь в своей стране никаких прав, равных прав с другими, я подчеркиваю – они не хотят большего. Почему их хотят унизить и превратить в некий цемент и клей? Как создавалось, вообще-то, государство Россия. Оно русскими создавалось, в первую очередь. Это же бесспорный исторический факт. Можно уважительно относиться ко всем другим народностям и этническим группам, но создавалось государство и отнюдь не самое слабое и довольно развитое, вообще-то, русским народом. Поэтому это исторически неверно и политически губительно.

Я думаю, что необходимость такой стратегии значительно преувеличена. В России должна быть эффективная власть, и законы Российской Федерации должны выполняться, и перед этими законами должны быть все равны. А то, к сожалению, некоторые этнические группы имеют почему-то больше прав, чем другие. И уж точно, у них больше прав, чем у русских. Пусть власть озаботится выполнением законов, которые у нас есть и выполнением конституции Российской Федерации, и я уверен, что после этого нужда в особой национальной политике просто исчезнет. Все это, по большей части, надуманно и от лукавого.