Алексей Пономарев о кафедре теологии в МИФИ

Накануне ученый совет Национального исследовательского ядерного университета, более известного как Московский инженерно-физический институт, единогласно одобрил идею создания в вузе кафедры теологии. Возглавит ее митрополит Волоколамский Иларион — председатель Совета внешних церковных связей РПЦ.

Пока неизвестно, к какому из факультетов МИФИ припишут теологов, но в любом случае это должно быть экзотично. Кафедра теологии будет одинаково эффектно смотреться в контексте изучения, скажем, автоматики и электроники, или управления и экономики высоких технологий, или кибернетики и информационной безопасности, или даже экспериментальной и теоретической физики. В перспективе студенты смогут, пожалуй, проводить лабораторные работы на основе описанных в Библии чудес. Ветхозаветных — вроде расступающегося перед Моисеем Красного моря. И новозаветных: способность превращать воду в вино — полезное для студентов умение.

Вы только не подумайте, что я (как, например, некоторые мои коллеги) выступаю с позиции научного атеизма — и принципиально отрицаю наличие в нашей жизни чудес. Ни в коем разе. Наоборот: я абсолютно уверен в существовании некой нематериальной сущности, которую осмыслить и оценить в пределах научного аппарата, пусть даже самого современного, невозможно. Кроме того, мне очевидно, что теология (или религиоведение) — интересная наука; возможно, даже гораздо более интересная, чем ядерная физика. Только вот изучать ее принято под крышей вузов гуманитарной направленности. Ну вот РГГУ, допустим.

Что касается МИФИ, то я сам там учился и неплохо представляю себе воззрения типичного «мифиста». Особенно если говорить о настоящих технарях, а не всяких сопливых менеджерах-юристах-международниках и прочих, громко говоря, гуманитариев, которые учатся в ядерном университете, чтобы вуз мог извлекать дополнительную прибыль. Так вот, технические ребята — «укротители ядерного коня» — совсем не склонны к теологии. Так уж сложилось исторически, что они любят компьютеры, книжки в стиле фэнтези, группу «Blind Guardian» — и твердо уверены в том, что бога нет. Некоторые при этом еще ухитряются поклоняться сатане. Их не то что раздражает — коробит идея строительства часовни в главном корпусе МИФИ, в том самом подвале, где испокон веков располагался гардероб.

Возводить в переполненном воинствующими атеистами/материалистами МИФИ часовню и открывать теологическую кафедру с митрополитом в качестве заведующего — это примерно как пройтись по Невскому проспекту в красно-белом шарфе ненавидимого питерцами московского «Спартака». Или по примеру Брюса Уиллиса встать с табличкой «Я ненавижу негров» в центре Гарлема. Или выйти на «Русский марш» с радужным флагом гей-движения. Или запеть в храме Христа Спасителя скабрезную песню про патриарха Кирилла, президента Путина и Богородицу. Смелый, но очень уж безрассудный эксперимент. И непонятно, насколько осмысленный.

Вы можете возразить, что озвученные примеры некорректны, поскольку флаг гей-движения или (тем более) табличка «Я ненавижу негров» не несут в себе такую универсальную благость, как православная вера. И вы будете в чем-то правы. Но! Представьте себе, что при каком-то абстрактном православном храме открыли фитнес-клуб. С одной стороны — это же чертовски полезная для здоровья прихожан вещь. С другой — совершенно неуместная для места отправления религиозного культа (впрочем, в храме Христа Спасителя, где уже есть автостоянка, банкетный зал и бог знает что еще, наличие фитнес-клуба вообразить нетрудно).

Пытаясь сделать как лучше, стремясь насаждать в самом сердце научно-технического (то есть, по определению, атеистического) сообщества православную веру, многоопытные люди из руководства МИФИ и РПЦ, по скромному моему мнению, поступают не слишком мудро. Они таким образом наносят одновременный удар по образу православия (уже и так подпорченному всякими некрасивыми историями) и по имиджу одного из ведущих вузов России (и без того прозябающего в третьей сотне мирового рейтинга). Как лицу в некоторой степени причастному и к МИФИ, и к РПЦ, мне — увы, не в первый раз — обидно и за тех, и за других.