Футбол – игра негодяев?

Футбол не может не возмущать. 23 мужика в шортах, которые не хотят нормально тренироваться бить по мячу, это «национальный позор» (в то же время притеснение цыган «национальным позором» у нас почему-то не считается). Несколько клоунов, которые не поют национальный гимн, тем самым бесчестят свою родину (да, национализм – это неотъемлемая чатсь футбола, и нет, просто слушать гимн совершенно неприемлемо). Хуже того, они принимают деньги, которые так охотно им предлагают… Другими словами, все эти люди начисто лишены морали!

Вообще, нельзя не признать, что футбол как никакой другой спорт навлекает на себя бурю критики. Мы с удовольствием смакуем каждый, даже самый крошечный скандал на футбольном поле, но при этом гораздо снисходительнее относимся к тому, что происходит на других спортивных площадках. Так, например, у нас очень мало говорили о том, как Николя Батум ударил в живот Хуана Карлоса Наварро во время баскетбольного матча Франция-Испания на Олимпийских играх в Лондоне. О разрушении площадки L’Equipe TV игроками французской сборной по гандболу. Даже скандал с букмекерскими ставками в гандболе обсуждается достаточно мягко: хотя он и не раз становился главной темой в выпусках новостей, нам предлагают широких спектр мнений, которые позволяют взглянуть на дело с разных сторон. Если судить по отношению СМИ к французской футбольной команде, легко представить, что ситуацию нам представляли бы в совершенно ином свете, если бы речь шла именно об этом спорте…

Да, футбол может вызывать раздражение. Своим избыточным освещением в СМИ в ущерб остальным видам спорта и прочим, куда более важным вопросам. Своим посредственным и некомпетентным освещением, которое не позволяет непосвященному по достоинству оценить этот спорт (на L’Equipe или Canal Football Club вы не увидите анализа и накала страстей – только критику или даже оскорбления в адрес арбитра или игроков, которых винят в чрезмерном индивидуализме). Своим скандальным освещением, которое представляет игроков идиотами и эгоистами, недостойными быть примером для подражания (хотя, если вдуматься, непонятно, почему зарабатывающие на жизнь ногами мужики должны быть примером для остального общества).

Так, в чем же вообще их обвиняют? Нередко в том, что они много зарабатывают. Это действительно так. Хотя… Если сравнить с рабочим, то безусловно. Но что насчет трейдера? Или гендиректора? Футболисты хотя бы рискуют только собственной работой и деньгами… А их очень непродолжительная и неопределенная карьера (в очень небольшой степени) оправдывает высокие гонорары.

Да и вообще, стоит ли нам упрекать их за эти зарплаты? Так ли уж они обязаны отказаться от своей доли пирога под названием футбольный бизнес? Если они зарабатывают такие деньги, то это потому что в футболе их крутится намного больше! Может нам даже стоит порадоваться, что они пожинают хотя бы часть плодов своего труда? Даже если не заходить так далеко, нельзя ли просто признать, что мы гораздо снисходительнее относимся к некоторым артистам, которые зарабатывают ничуть не меньше?

Еще один частый упрек касается глупости игроков, которые не способны говорить хоть сколь-нибудь связно. Здесь нужно помнить, что лишь немногим из них удалось получить высшее образование: Жан-Ален Бумсонг со степенью по математике – это исключение из правила. Результаты школьных экзаменов у них также не дотягивают до среднего уровня по стране: ни один из 14 игроков подготовительного центра «Марселя», которые сдавали их в 2012 году, так и не получили аттестата. Образование молодежи не является приоритетом для клубов, что, кстати говоря, становится проблемой, если тем не удается пробиться на высший уровень (а так и выходит в подавляющем большинстве случаев). То есть ответственность за низкую культуру футболистов в значительной мере лежит на этих подготовительных центрах.

Что касается совершенно бессодержательных интервью, в которых постоянно звучат фразы «самое главное – это три очка» и «нужно выкладываться на 200%», виноваты здесь не только одни игроки. Можно ли вообще дать нормальный ответ на дурацкий вопрос типа: «Ну как, вы довольны победой?» Тем более что пресса под микроскопом рассматривает каждое слово, а клубы могут наказать футболистов за неуместное, по их мнению, суждение. Таким образом, как и в политике, канцелярит здесь навязывается сам собой.

Наконец, у нас нередко говорят об эгоизме игроков, которые не желают отдавать пас. Здесь нужно сделать такое замечание: сегодня футбол идет на куда более высоких скоростях, из-за чего иногда бывает непросто сориентироваться. Кроме того, утверждение индивидуальности позволяет некоторым игрокам очень рано привлечь к себе внимание: если раньше футболист мог достигнуть пика карьеры в 27-28 лет, сегодня он способен добраться до лучшего для себя уровня уже в 21-22 года.

Кроме того, эгоизм игроков критикуют и за пределами футбольного поля: нередко можно услышать, что их интересуют только девушки (да-да, оказывается, это недостаток) и видеоигры. Однако все же напомним, что их очень рано отдаляют от семей. Что подготовительные центры не считают прививание ценностей своей приоритетной задачей. Что агенты и президенты клубов всячески раздувают их самомнение (хотя сами живут в каком-то своем, отдельном мире). И что постоянные смены клубов (ради карьеры или просто большего заработка) картину тоже не улучшают. Причин оплакивать участь этих по сути привилегированных людей, разумеется, нет, но нам все же следует объективно оценивать обрушившиеся на них упреки и зависть.

Есть и те, кто презирают скорее не игроков, а весь футбольный бизнес в целом. И не без причины. Инфляция в футболе носит поистине взрывной характер (средненький игрок в первой лиге сегодня зарабатывает больше звезды 1960-х годов). Клубов становится все больше, а их долги и дефицит бюджета давно вышли из-под контроля. Они потеряли свои региональные особенности после ареста Босмана (при этом национализм приветствуется повсюду в спорте). Они вырывают многих молодых игроков из семей, в том числе и в Африке… А показная «честная игра» в финансах выглядит не слишком убедительно.

Кроме того, деньги, якобы, губительны для состязаний. Однако самый богатый клуб вовсе не всегда выходит победителем: чемпионат Франции в 2012 году выиграл «Монпелье», а не «Пари-Сен-Жермен», «Челси» только однажды победил в Лиге чемпионов, несмотря на в 2 миллиарда евро вливаний с 2003 года, Кубок Франции не раз приносил самые неожиданные сюрпризы и т.д. Инвестиции позволили вывести футбол на более профессиональные рельсы так, что футболисты сейчас в среднем пробегают за матч вдвое большую дистанцию, чем 20 лет тому назад.

Циники скажут, что нам вообще стоит радоваться, что миллиардеры тратят деньги на футбол, тогда как иначе они могли бы пойти на куда более эгоистичные нужды.

Еще один частый момент футбольной критики – это насилие на стадионах. Само собой разумеется, такая агрессия заслуживает всяческого порицания. При всем этом, она по большей части осталась в прошлом, во всяком случае, во Франции. Конечно, даже одной потасовки уже слишком много, однако не замечать прогресса здесь тоже нельзя (хотя иногда он и достигается спорными средствами: Национальная комиссия по информатике и свободам обратила внимание на настоящую охоту за болельщиками ПСЖ, так как досье по некоторым из них незаконно хранятся в городской префектуре и клубе). Отметим также, что это насилие связано не с футболом как таковым (он ведь не является особенно агрессивным видом спорта), а скорее с его популярностью и нашим миром в целом.

Но давайте не будем путать, собственно говоря, футбол и тот раздражающий информационный цирк, который он порождает. Ведь у популярности этого спорта есть и светлая сторона: он создает рабочие места (25 000 в сфере профессионального футбола, по информации президента французской лиги), служит мощным инструментом интеграции и позволяет пережить незабываемые ощущения тем, кому посчастливилось оказаться на трибунах.