«Русская Германия»: Пиренеям грозит балканизация

Все неладно в Испанском королевстве. Долговой кризис, словно айсберг, истинные размеры которого неизвестны, таранит испанскую экономику, хороня последние надежды на ее спасение. И вот теперь он как никогда близок к тому, чтобы обрушить политическую систему страны, лидеры которой оказались неспособными вести диалог с региональной элитой. Ситуация развивается по самому пессимистичному сценарию, кажется, что, оказавшись на пороге глубочайшего конституционного кризиса со времен гражданской войны 1936 — 1939 годов, Испания в своих нынешних границах и при существующем государственном строе вряд ли протянет даже до конца этого года.

Сильнейший удар по испанской государственности, как и ожидалось, был нанесен в Каталонии. В середине сентября, по разным оценкам, от 1,5 до 2 миллионов жителей автономной провинции, все население которой составляет 7 миллионов человек, вышли в Барселоне на марш под лозунгом «Каталония — новое государство в Европе». Реагируя на протестные настроения, глава каталонского правительства и председатель умеренной националистической партии «Конвергенция и союз» Артур Мас (Artur Mas) потребовал от Мадрида более широкой свободы в сфере управления финансами и сборе налогов.

В целом, он добивался такого же уровня финансовой автономии, каким обладает в данный момент Страна Басков, самый процветающий регион Испании. Однако правительство Мариано Рахоя (Mariano Rajoy) категорически отвергло требования Барселоны, сославшись на то, что они противоречат Конституции. Принципиальность и »двойные стандарты» Мадрида привели к жесткой реакции со стороны каталонских властей.

25 сентября парламент Ката­лонии неожиданно проголосовал за проведение досрочных выборов 25 ноября этого года. Депутаты не скрывают, что единственная цель этого решения — увеличить число «каталонских патриотов» в местных органах власти, что должно облегчить создание независимого государства.

Согласно социологическим опросам, члены «Конвергенции и союза» могут расширить свое присутствие в 135-местном парламенте с 62 до 100 и более депутатских мандатов. «Голоса, которые мы слышим на улицах, должны отобразиться в итогах голосования, — заявил Мас, объясняя мотивы досрочных выборов. — Пришло время для Каталонии воспользоваться правом на самоопределение».

Едва в парламенте начали обсуждать идею о проведении референдума о независимости, свое слово в жаркой дискуссии решили высказать представители центральных властей. Вице-премьер испанского правительство Сорайя Саенс де Сантамария (Soraya Saenz de Santamaria) пообещал любыми средствами помешать проведению референдума: «У нас есть все конституционные и правовые инструменты, чтобы остановить его, и наше правительство это сделает».

Отметим, что вторая статья испанской Конституции гласит: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, общем и неделимом отечестве всех испанцев». Поэтому сама идея о полной независимости Каталонии в Мадриде воспринимается как антиконституционная.

Каталонские депутаты, в свою очередь, не только не прислушались к словам вице-премьера, но решили и дальше игнорировать нормы испанской Конституции. 27 сентября они объявили о проведении референдума вместе с досрочными выборами.

«Испанское правительство должно уважать демократические ценности и внимательно прислушаться к мнению людей, которое они хотят высказать в форме референдума, — заявил Мас. — Те, кто нам угрожает, не могут остановить волю жителей земли с тысячелетней историей, которые хотят собственным умом управлять своим будущим». Судя по настроению каталонских властей, они, невзирая на нормы испанской Конституции, намерены добиваться независимости провинции.

«Лидеры — это люди, которые способны каждый раз правильно интерпретировать момент истории, — отметил Мас в одном из своих выступлений. — Задача правительства — не лишать людей возможности для исполнения их требований».