Им демократия не страшна: по итогам выборов

Региональные выборы в России, как и ожидало большинство аналитиков, закончились практически повсеместной победой «Единой России». Лидер этой партии, глава правительства Дмитрий Медведев гордо заявил, что все «ожидали партийного фиаско», но «ничего этого не произошло». В связи с этим формальный руководитель единороссов, высказался в том духе, что его партии «демократия не страшна», а напротив нужна. И с этим трудно поспорить, если считать демократию не идеологией, а избирательной процедурой, которой в России прекрасно научились управлять.

«Нам демократия не страшна, она нам нужна для того, чтобы наша партия была сильной», — заявил Медведев на селекторном совещании в штаб-квартире «Единой России». В этом заявлении, как в зеркале, отразились все страхи, комплексы и амбиции нынешней российской власти.

Во-первых, она действительно боялась, что выборы могут быть проиграны. Представляя себе реальные настроения населения, наша власть традиционно не уверена в собственных силах. Она очень опасалась случившегося в начале года всплеска протестных настроений и ожидала осенью новой эскалации акций протеста, теперь уже в регионах. Но данные, отправляемые «наверх» аналитиками и политтехнологами, оказались верны — протесты временно пошли на спад и до весны вряд ли всерьез возобновятся.

Во-вторых, власть очень рада, что ее самые страшные опасения не сбылись. «Единая Россия» победила, оппозиция посрамлена, партий стало больше, а губернаторские выборы удалось провести хоть и не без громких скандалов, как в Брянске, зато с заранее известным результатом. Это и есть та самая стабильность, к которой власть так стремится и которая, в ее понимании, является синонимом несменяемости правящего класса.

В-третьих, Дмитрий Медведев откровенно выразил то, о чем думало большинство единороссов — плохо выступив на выборах, нынешняя правящая партия вынуждена была бы меняться. Может быть, даже пришлось бы «закрыть проект» и стоить новый — на базе Общероссийского народного фронта, как об этом многократно писали и говорили. Теперь же «Единая Россия» может выдохнуть. Поскольку власть верит в свои, зачастую сфальсифицированные, отчеты, она поверит и в собственную победу на этих выборах, и откажется от реформирования правящей партии.

В-четвертых, российские власти откровенно признают, что не боятся демократии как процедуры, поскольку научились этой процедурой управлять. Не обращая внимания на заявления оппозиции, которая говорит, например, что в Саратовской области — вотчине нынешнего первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, «Единый день фальсификаций прошел успешно». Конечно, были зафиксированы «незначительные нарушения», но, как нам всегда говорят, они не могли повлиять на итоговый результат.

Победа партии власти — заслуга тех, кто «рулил» этими выборами. «Единая Россия» не могла не победить, с учетом того, что в некоторых регионах явка составила всего 15-17%. При таком малочисленном подходе избирателей к урнам для голосования, можно персонально «обработать» каждого гражданина и получить нужный результат даже без серьезных фальсификаций. И тут даже ни при чем победные реляции главы ЦИК Владимира Чурова, который заявил, что явка была «выше европейской» (это он каким-то чудесным образом явно высчитал сам). Или его же признание в том, что во время выборов с участков были удалены 70 наблюдателей, в том числе даже члены избиркомов, а часть автоматизированных комплексов обработки бюллетеней (пресловутых КОИБов) либо простаивали, либо временно приостанавливали работу во время голосования, либо вообще ломались.

Но главное все же не фальсификации, а создание нынешней властью такой демократической процедуры, что всегда можно найти технологический прием, и относительно законным способом провести выборы так, чтобы результат никаким образом не соответствовал реальному настроению граждан.

Поэтому, в-пятых, нельзя не отметить, что радость российской власти, с точки зрения политической теории (и практики, как наверняка покажет время), — ошибочна. Демократия это не только процедура. И лучше, чтобы народ имел возможность свои негативные эмоции «гасить» во время выборов, а не в ходе протестов и демонстраций. Если в стране долгое время, даже в условиях экономического кризиса, ничего не меняется, это не положительный, а исключительно негативный сигнал. О чем нынешняя власть со своим маниакальным стремлением сохранить собственное доминирующие положение на долгие годы вперед просто забывает.

Общество, где не бывает перемен, явно нездорово. Оно когда-нибудь либо «взорвется», и это будут вовсе не мирные марши «интеллигентной» оппозиции по московским бульварам, либо же тихо умрет, потому что нанесенные ему политиками травмы окажутся несовместимы с жизнью. И хочется надеяться, что у России еще есть шанс найти какой-то третий путь, а не делать народ заложником комплексов власти.