Хочешь креатива? Думай о людях

Вот интересные выводы психологических экспериментов, которые говорят нам, что мы видим слабости и сильные стороны других людей более ясно, чем свои (я писал об этом в книге «Хороший босс, плохой босс»), и что в среднем люди принимают более рациональные решения, когда надо принять их для других, а не для себя. Мы с Джеффом Пфеффером советовали:

Рассматривайте свою организацию как пришельцы извне. Большое препятствие для основанного на фактах менеджмента – это то, что люди, особенно психически здоровые, часто раздувают свои собственные таланты и перспективы движения к успеху. Этот неистовый оптимизм – обоюдоострое оружие. Плюс в том, что возникают позитивные самосбывающиеся пророчества, что увеличивает шансы на успех. Минус же в том, что этот чрезмерный оптимизм побуждает людей преуменьшать или вовсе не видеть риски и настаивать на своем, несмотря на четкие свидетельства того, что они пошли по неверному пути. В одном исследовании, например, выяснилось, что более 80% опрошенных предпринимателей полагали, что шансы их предприятия на успех выше 70%, а больше 30% были уверены, что их фирма наверняка преуспеет – хотя на деле лишь 35% новых компаний живут более 5 лет. Книга Макса Базермана о принятии управленческих решений показывает, что внешние люди часто выносят более объективные суждения, чем сотрудники; так что откровенность друга, наставника или советника поможет вам увидеть больше фактов и действовать на их основе. В том числе поэтому исследование успешных и неуспешных стартапов Кремниевой долины, проведенное Кэтлин Айзенхардт, показало: в тех компаниях, которые выжили и преуспели, у CEO в команде был надежный советник – тогда как у руководителей неуспешных фирм таких советников обычно не было. Такие советники обычно на 10–20 лет старше главы фирмы, имеют большой опыт работы в отрасли, и самую большую пользу они приносят, когда нужно помочь CEO осознать, что он движется по неверному пути, и нужно изменить стратегический вектор бизнеса.

Этот вывод – что лучше полагаться на других, а не на себя – присутствует и в новом исследовании, описанном на BPS Research. Вот кратко о нем:

В ходе четырех исследований, в которых участвовали сотни студентов, Полман и Эмич обнаружили, что участники придумывали более оригинальных пришельцев для рассказов, которые должен был написать кто-то еще, чем для рассказов, которые они должны были написать сами; что участники придумывали более оригинальные идеи подарков, если получателем был неизвестный и никак не связанный с ними студент, чем когда им надо было придумать подарок для человека, родившегося в одном с ними месяце; и что участники с большей вероятностью придумывали успешный способ побега, если представляли, что в башне заперт кто-то другой, а не они сами (соответственно в 66% и 48% случаев). Если кратко, то по условиям задачи требовалось объяснить, как пленник сбежал из башни с помощью веревки, длина которой составляла половину высоты башни. Решение заключалось в том, чтобы разделить веревку по всей длине на две более тонких полоски и затем связать их между собой.

Подробнее см. здесь. Практические выводы из этих исследований весьма поучительны. Если мы хотим принимать решения лучше и быстрее, иметь более реалистичное представление о наших сильных и слабых сторонах, и, конечно, быть более креативными, нам нужно обращаться к другим за их мнениями и помощью. Есть даже немного странный вывод: вместо того, чтобы решать собственные проблемы, нам все время следует решать проблемы других людей. Так что несмотря на распространенный цинизм в отношении консультантов, они вообще-то выполняют более важную задачу, чем кажется многим из нас. И конечно, эти исследования подтверждают значимость наставников и коллег, которые помогают вам, дают вам советы по принятию решений, указывают на изъяны в ваших убеждениях и действиях – и мир бы стал гораздо лучше, если бы и мы сами делали это для других. Еще один классный вывод: консультантам нужны внешние советники, когда дело доходит до их собственных сложностей и проблем. В любом случае эти исследования дают интересные свидетельства того, насколько мы, люди, нуждаемся друг в друге.