Жертва бывшего майора-убийцы пожаловалась в Европейский суд

В Европейский суд по правам человека направлена жалоба 22-летней москвички Елены Дудаль, пострадавшей по делу экс-начальника столичного ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова, осужденного на пожизненный срок за расстрел людей в гипермаркете «Остров». Об этом «СП» сообщил Павел Чиков, председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора», оказывающей истице юридическую помощь.

Напомним, в ночь на 27 апреля 2009 года, пьяный майор Евсюков «из хулиганских побуждений» (так записано в материалах дела) открыл огонь из табельного пистолета по работникам и посетителям магазина на Шипиловской улице. Два человека тогда погибли, семеро были ранены. Алене пуля повредила лопатку и шейный позвонок.

Как зафиксировано в официальных документах, Евсюков из пистолета Макаров «произвел не менее одного выстрела» в девушку, причинив ей «огнестрельное слепое непроникающее торакоцервикальное ранение слева, огнестрельный дырчатый перелом верхнего угла левой лопатки, инородное тело мягких тканей шеи в проекции левого поперечного отростка 6 шейного позвонка, расценивающиеся как вред здоровью средней тяжести».

Однако сухой медицинский язык вряд ли способен передать, что жертвам и их родственникам пришлось пережить на самом деле, помимо ужаса и боли. Алена в этом аду выжила: казалось бы, можно радоваться – повезло. Но кусочек металла, выпущенный из милицейского пистолета, перечеркнул, по сути, все ее будущее.

«Я с пяти лет занималась танцами на льду, была солисткой кордебалета ледового шоу, — рассказала она «СП». – Теперь моя карьера закончилась. Танцевать больше не могу — сказывается полученное ранение».

У Алены плохо поднимается левая рука, преследуют постоянные боли в позвоночнике. Примерно раз в два месяца девушка оказывается на больничной койке. Прежние нагрузки ее организму теперь не по силам.

«Из шоу пришлось уйти, сейчас я работаю тренером, маленьких детишек тренирую», — говорит Дудаль.

«СП»: — Елена, вы первая из потерпевших по этому делу, кто обратился в Европейский суд по правам человека. Чего вы хотите добиться?

— Я бы предпочла особенно распространяться. Понимаете, иск только подан. Могу лишь сказать, что он связан с отказом, выплатить мне компенсацию физического и морального вреда.

В декабре 2010 года Елена Дудаль пыталась отсудить у Минфина 1 млн. рублей, однако иск был отклонен – сначала Тверским судом, затем Московским городским. Оба встали на сторону чиновников, посчитав решающим аргумент представителя министерства о том, что «на момент совершения преступления Денис Евсюков, несмотря на то, что находился в милицейском кителе, фактически не исполнял милицейских полномочий».

«Мы и наша доверитель уверены в обратном. А именно в том, что в удовлетворении иска отказали неправомерно, — пояснил Павел Чиков – В направленной в Страсбург жалобе мы, собственно говоря, и обосновываем, почему казна должна была ответить за преступления, совершенные Евсюковым. Именно потому, что сразу не ответила, спор и переместился в Европейский суд по правам человека».

«СП»: — Каковы ваши основные аргументы?

— Аргументов у нас достаточно много. И тот факт, что Следственный комитет не предъявил Евсюкову обвинение в превышении должностных полномочий с применением оружия, а инкриминировал ему только убийство с отягчающими обстоятельствами, не делает это преступление не должностным. То есть мы утверждаем, что на самом деле Евсюков должен был отвечать именно по должностной статье. Потому что, во-первых, являлся действующим сотрудником милиции, возглавлял отдел внутренних дел, и в этот день был на службе (у него не было ни отгула, ни отпуска). Во-вторых, когда Евсюков стрелял в людей, на нем был его милицейский китель, который он получил как сотрудник МВД. В руке — табельный пистолет. И патроны к оружию, как было установлено в рамках следствия, являлись собственностью ГУВД Москвы. Более того, суд исключил из обвинения статью 222-ю в части незаконного приобретения и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, тем самым фактически признав, что майор владел пистолетом, по крайней мере, правомерно.

«СП»: — Да и сами пострадавшие тоже, наверное, вряд ли воспринимали Евсюкова как простого покупателя?

— Во всяком случае, Алена Дудаль воспринимала его в момент совершения им преступления как сотрудника милиции (в деле есть даже соответствующее заключение психолога). Еще один немаловажный фактор: до сих пор никто из потерпевших (а таковыми по делу признаны двадцать человек) — вне зависимости от того, подавали они иски к осужденному лично, не подавал, — не получил ни копейки в качестве возмещения ущерба. Причем мы пытались выяснить: работает ли и зарабатывает ли что-либо Евсюков, отбывая наказание в исправительной колонии «Полярная сова», но администрация учреждения на адвокатский запрос так и не ответила. Сам же Евсюков говорит, что у него просто нет денег и имущества, которое можно было бы продать, то есть, получается, предъявлять претензии ему — занятие абсолютно бесперспективное.

«СП»: — Как вы оцениваете шансы на победу в Страсбурге?

— В сформировавшейся судебной практике ЕСПЧ пока не было ничего похожего. Обычно дела силовиков связаны с превышением должностных полномочий. В данном случае ситуация нестандартная. Посмотрим…

«СП»: — Сколько времени может пройти от принятия иска до вынесения решения?

— Трудно сказать. Потому что в последнее время есть примеры, когда суд рассматривал дела в течение года после подачи жалобы. Но есть примеры, когда решение принималось, скажем, лет через семь. Но мы никуда не торопимся.

«СП»: — Насколько известно, «Агора» представляет интересы еще двух потерпевших в этом деле. От них будут иски в ЕСПЧ?

— Думаю, что будут. Мы сейчас как раз работаем над этим вопросом.

Интересно, что иски пострадавших, которые требовали компенсации не от государства, а от самого экс-майора, суд удовлетворил. Илье Герасименко (он был ранен в челюсть и грудь) присудили 350 тыс. руб. материальной компенсации, Луизе Салиховой (получила пулю в скулу) — 250 тыс. руб. (изначально они требовали четыре миллиона на двоих).

Правда, сам Евсюков, отбывающий наказание в колонии № 18 («Полярная сова»), что в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, платить, судя по всему, не собирается. Потерпевшие, от него ничего не получили. Это при том, что у Герасименко до сих пор пуля под сердцем, а Салиховой требуется пластическая операция, чтобы убрать послеоперационные шрамы на лице.

Кстати, Алене Дудаль после того, как отказали в иске к Минфину, тоже, по ее словам, цинично предложили требовать деньги у самого Евсюкова. «Но что с него взять? Он что, вылечит меня? Или оплатит мое лечение? Даже если обяжут его, такое решение суда будет являться формальным, и не иметь реального исполнения», — считает она.