Хамовнический суд глазами британского депутата

Депутат британского парламента от лейбористской партии и министр иностранных дел теневого правительства Керри Маккарти провела день в Хамовническом суде на процессе по делу Pussy Riot. После окончания слушаний шестого дня депутат поделилась своими впечатлениями с PublicPost.

— Почему Вы приехали на процесс? Кто Вас пригласил?

Я общалась с людьми, которые в Великобритании занимаются поддержкой Pussy Riot, и кто-то из них предложил приехать. Они хотят, чтобы политики, как, конечно, и другие люди, привлекли внимание к процессу и выразили свою поддержку девушкам. Я слежу за делом с момента их ареста, и у меня вызывало и вызывает беспокойство то, что я слышу об их деле. Я приехала, потому что хочу сама все увидеть.

Важно, безусловно, поговорить и с другими людьми: с их окружением, с теми, кто следит за процессом с самого начала, с друзьями девушек. Я стараюсь привлечь больше внимания к делу через Twitter и другими средствами.

— Что Вы думаете о самом процессе?

Из того, что люди мне сказали, я делаю вывод, что исход заранее предрешен. У меня вызывает озабоченность то, что суд не позволил вызвать очевидца и даже экспертов со стороны обвинения, защите не дали нормально допросить потерпевших. Там много того, что не позволяет говорить о состязательности, которую можно было бы ожидать в суде по делу такого значения. И еще жалобы девушек на то, что они не спят по ночам после длинного дня в суде, и то, чтоб они не были разлучены со своими семьями и детьми на месяцы. Так что причин для беспокойства много.

— Ваши впечатления о судебной системе?

Очевидно, что российская система значительно отличается от британской. Тут совсем все по-другому. Немножко непривычно видеть, что все время заявляются ходатайства, видеть подсудимых, которые что-то из глубины отвечают. У нас такого нет. Особенно судья, у которой так много контроля над тем, какие вопросы должны задаваться, какие очевидцы должны присутствовать. В Великобритании суд присяжных — 12 человек и судья, поэтому нет фокусирования на решении и слове одного человека. И я к этому привыкла.

— Каков будет приговор?

Мне сказали, что речь больше о том, будет ли срок условным или реальным. Я не знаю, это дело судьи, не так ли? Но я буду очень приятно удивлена, если они будут признаны невиновными.

— Что думают в Великобритании о деле Pussy Riot?

В самом начале никто серьезно в Великобритании этот процесс не воспринял. Они видели это все по телевизору, думали, что это просто глупый трюк, и вокруг этого шумиха. Но я думаю, что сейчас внимание приковано к процессу. Люди думают, что дело дает представление о состоянии прав человека в России, о протестном движении и о том, насколько власти готовы терпеть протестующих. Это основная причина, по которой люди сейчас следят за процессом.

Я узнала о деле Pussy Riot из музыкальной прессы, веб-сайтов. Это не то, что широко освещалось. Неожиданно об этом начали писать все газеты, показывать сюжеты по телевидению. Я думаю, что так по всему миру. К процессу привлечено очень много внимания по всему миру. Я думаю, что люди по-прежнему несколько озадачены ссылками на сложные документы, церковные законы, датируемые десятым веком. Если бы это случилось в Великобритании, я думаю, к этому бы отнеслись как к проступку. Это не было бы чем-то, за что можно оказаться в тюрьме на 7 лет. Если девушек признают виновными, они будут на еще больший срок разлучены со своими семьями и детьми. Это то, что беспокоит людей на Западе.

В четверг британский парламентарий намерена снова посетить Хамовнический суд, а также пообщаться со священнослужителями в церкви. В своем Twitter она пообещала и дальше следить за делом, выразив, впрочем, сомнение в том, что Великобритания официально выразит свою позицию по процессу, но «все будет зависеть от приговора».