Учителя сегодня никто не уважает, даже государство

Власть забыла, что без школы не будет ни полиции, ни спасателей, ни армии

Пожалуй, сложно найти в календаре еще один такой настолько душевный праздник. Даже «мамин день» 8 марта с годами превращается для кого-то в некий вымученный ритуал, а своих учителей даже спустя десятилетия вспоминаешь со светлой грустью, пусть и школьником был не самым прилежным.

Ровно столь же сложно найти сегодня в календаре и праздник, так богато нафаршированный фальшивыми, лицемерными и приторными славословиями со стороны власть предержащих. Если педагогу столичной гимназии с вполне конкурентной зарплатой они еще ложатся на душу, то ему же, но из далекой сельской школы в дотационном регионе, щедро сыплются солью на рану. Что стоит чиновнику в который раз достать из-под сукна заготовленный десятилетия назад трогательный спич, прославляющий учительский труд? Да ничего не стоит. В политике вообще как-то не принято уделять много внимания словам: это ведь все больше элемент пиара, чем выражение своего реального отношения к проблеме или руководства к действиям.

Вот и премьер Дмитрий Медведев в своей торжественной речи оказался верен устоявшейся бюрократической традиции: «Этот праздник отмечается в нашей стране в знак глубокого уважения к созидательному и подвижническому труду педагогов. Вы учите своих воспитанников ценить знания, самостоятельно мыслить, верить в себя, формируете их гражданские качества. Именно от учителей во многом зависят мировоззрение, система ценностей и, конечно, здоровье подрастающего поколения…. Современной школе нужны яркие, открытые ко всему новому и любящие свою работу профессионалы. Те, кто своим личным примером воспитывают в ребенке стремление к успеху, готовность обучаться в течение всей жизни», — цитируют премьера информагентства.

Дмитрий Анатольевич также непонятно с какой целью проинформировал педагогов о том, что в современной России развитию образования уделяется приоритетное внимание. Даже скучно лишний раз говорить, что это — неправда: проще отослать самого же Дмитрия Анатольевича к утвержденному им же проекту бюджета на 2013-2015 гг. и попросить ткнуть пальцем в те цифры, которые отражают это «приоритетное отношение». Еще один пассаж Медведева о совершенствовании законодательства в сфере образования можно было бы списать на бюрократическую фигуру речи, если бы не довольно явно выражаемое недовольство педагогической общественности предлагаемыми новациями, среди которых особое место занимают обновленные образовательные стандарты. И, конечно, хотелось бы, чтобы наш премьер хотя бы в самых общих чертах пояснил, что кроется за озвученным им «приоритетным вниманием» к повышению социального и общественного статуса педагогов. Слова ничего не значат, повторимся, но не до такой же степени.

Но чего Дмитрию Анатольевичу точно не занимать, так это изысканного, почти философского юмора. Вчитаемся в его дежурное поздравление, где труд педагогов называется «подвижническим». Безусловно, это факт: труд на износ за 10-15 тысяч рублей в месяц, а то и меньше, — это действительно подвижничество, едва ли не в исконном, евангельском смысле. Но правительство, стало быть, любит учителей в том числе и за это — за привычку кротко работать за гроши и не роптать, столь же добросовестно воспитывая будущих граждан?

Хотя, быть может, референты Дмитрия Анатольевича просто не знали значения этого слова, а сам премьер не стал «париться»…

В беседе с обозревателем KM.RU президент Академии творческой педагогики, председатель Совета директоров школ России, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской дал свою оценку «приоритетной» заботе государства о педагогах:

— Празднование Дня учителя напоминает мне празднование 8 марта в семье, где о жене вспоминают как раз в этот день. Учителям, если брать простые школы в глубинке, платят мизерную зарплату. Я сейчас нахожусь в регионе, где библиотекарь получает 6000 рублей, учитель мечтает получать 12 000. Как-то ведь получается у наших чиновников самим себе рассчитывать достойную для жизни заработную плату: тут они знают, как все рассчитать и откуда найти деньги. А учителя пусть себе получают свои крохи ниже реального прожиточного минимума…

Но я тем более рад присоединиться к поздравлениям в адрес моих коллег — ведь им просто нужны хорошие слова. Сегодня у учителя нет никакого статуса, его не уважают ни ученики, ни родители, ни начальство. Со всех сторон в его адрес высказывается недоверие: оценивает он необъективно — так давайте упраздним золотые медали; он некомпетентен — давайте введем ЕГЭ… Просто диву даешься порой, как вообще учителей еще пускают к детям! Само по себе введение ЕГЭ — разве это не массовое унижение педагогов? Это свидетельство полного непонимания того, кто такой учитель, в чем его предназначение. Если мы считаем его воспитателем душ и умов, то к чему это дурацкое тестирование с формальными критериями оценки его работы?!

Давайте определимся, наконец. Либо он — достойный сын своего государства и народа, тогда с него один спрос. Либо он — как парикмахер, обслуга. Тогда — другой разговор: мы же не празднуем день парикмахера — давайте тогда и день учителя праздновать не будем. Расставим точки над «i». Если мы признаём, что учитель учит и воспитывает, — так давайте тогда и относиться к нему соответствующе!

— Как так получается, что как-то не сложилась любовь между чиновниками и учителями? Ведь они, наверное, искренне любят своих учителей, с ностальгией вспоминают свои школьные годы…

— Дело в том, что в нашем государстве есть люди и есть ведомства, которые «равнее равных». Например, министерство обороны, МВД, МЧС — к ним одно отношение, а Минобразования — оно как бы существует отдельно, к нему другой подход, «остаточный»… Уважаемые распределители бюджета, поймите, я очень уважаю нашу армию, полицию и других силовиков, но знайте, что без школы не бывает ни полиции, ни спасателей, ни армии. Какая школа, такое и общество; какая школа, такое и будущее у народа. В будущее надо вкладывать деньги, а если мы живем лишь сегодняшним днем, отрицая стратегию, — это совсем другой разговор.

Именно учитель в школе формирует у ребенка любовь к своей стране, к своей малой родине, любовь к своему делу. Без этого ничего не будет. Нашим распределителям бюджета сегодня не хватает самого главного — привязанности к своей земле, ответственности за ее будущее. Все решается сегодняшним днем. Они думают, что распределяют бюджет, а на самом деле они распределяют нашу жизнь.