Арабские СМИ взялись за подготовку к вторжению в Сирию

Сирийская гражданская война в последние месяцы полностью оправдала самые мрачные прогнозы, превратившись в затяжной конфликт на истощение в афганском стиле. Однако ключевых игроков региона такое положение дел не устраивает: для достижения их целей все должно закончиться относительно быстро. Поскольку ни одна из мирных инициатив предсказуемо не сработала, мировое общественное мнение уже начали готовить к военному сценарию.

В минувшие выходные арабский телеканал «Аль-Арабия» удивил мир историей в духе фильмов про Рэмбо. Краткое содержание: зловещие российские офицеры на военной базе в Тартусе отследили турецкий самолет, мирно летевший в международном воздушном пространстве. Они же отдали своим сирийским союзникам приказ сбить RF-4E ракетой «Град», отловить, допросить и казнить двух его пилотов. После этого тела несчастных подкинули на место крушения (в море), где их позднее нашли турецкие спасатели.

Закручено лихо, но совсем не правдоподобно. Дело даже не в том, что источником этих данных названы какие-то «секретные документы», переданные редакции тайным доброжелателем. Описанные события не могли произойти по чисто техническим причинам. Во-первых, «база в Тартусе» уже давно представляет из себя склад ржавого металлолома, где, как Робинзоны Крузо, среди огородных грядок и домашних животных выживают забытые всеми моряки. Во-вторых, сбить ракетой «Град» истребитель не смог бы даже Рэмбо — системы залпового огня вообще не годятся для стрельбы по воздушным целям. В-третьих, пилоты, если бы выжили, подали бы сигнал бедствия, который турки легко смогли бы отследить. В общем, вся эта история — очевидный бред.

Однако его появление было обусловлено очень серьезными причинами, а время подобрано со всей возможной тщательностью.

Упрямое нежелание сирийского президента Башара Асада отправляться на плаху или в изгнание вызывает все большее раздражение на Западе и в монархиях Персидского залива. Неожиданно для многих офтальмолог из Лондона успешно перековался в квалифицированного диктатора с неплохой хваткой. При поддержке своих друзей из Китая, России, Ирана и «Хизбаллы» Асад уже два с половиной года топит в крови восстание, поддерживая в стране состояние динамического равновесия: победить не может, но и проигрывать не собирается.

Нечто подобное происходило в Афганистане во время советской оккупации и происходит сейчас во время оккупации натовской. Центральное правительство при поддержке иностранцев держит под зыбким контролем главные населенные центры, однако в сельской местности и небольших городах правят повстанцы, которых также подпитывают из-за рубежа. Подобные конфликты обычно длятся очень долго: ни одна из сторон, несмотря на ежедневно декларируемые успехи, годами не может одержать победу.

Однако Сирия — случай особый. Суннитские монархии Персидского залива считают установление в Дамаске лояльного себе режима ключевой внешнеполитической задачей. Саудовская Аравия и ее союзники всерьез настроены пробить брешь в непрерывном шиитском поясе, растянувшемся от Ирана до Ливана, чтобы открыть себе прямой наземный путь в суннитскую Турцию, а через нее — в Европу. Само существование этого пояса Эр-Рияд рассматривает как прямую угрозу своей экономической безопасности и рычаг давления со стороны Тегерана — извечного соперника Саудовской Аравии за лидерство в регионе. Пока эта цепь так или иначе не будет разомкнута, ни Эр-Рияд, ни его союзники не успокоятся.

При этом их намерение добиться своего становится все более настойчивым с ростом напряженности вокруг иранской ядерной программы. Израильтяне не устают напоминать, что могут применить силу против Тегерана, если тот не остановится перед «красной чертой», то есть не прекратит обогащать уран в военных целях. Когда израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу, выступая с трибуны в ООН, чертил эту линию, он мог провести ее не по макету воображаемой бомбы, а по карте Ормузского пролива — главной торговой артерии монархий Персидского залива. Мало кто сомневается, что в случае войны с Ираном этот пролив будет перекрыт.

Подобные упражнения в черчении производят тонизирующее воздействие на шейхов, эмиров и султанов. У них появляется вполне объяснимое желание как можно быстрее создать альтернативные транспортные коридоры для экспорта углеводородов на внешние рынки. В отличие от Запада, они не могут сложа руки ждать, пока сирийский кризис как-нибудь да разрешится. Эр-Рияд и его союзники понимают, что Нетаниягу не будет отменять свои планы относительно Ирана из-за возможных негативных последствий для арабских стран.

Поскольку проблема уже перезрела, эмир Катара Хамад бен Халифа ат-Тани, выступая с той же трибуны, с которой израильский премьер пугал людей нарисованной иранской бомбой, предложил радикальное решение. В свойственной ему непосредственной манере он отказал всем мирным инициативам в жизнеспособности и заявил о необходимости ввести в Сирию войска из арабских стран. О трубопроводах в его выступлении, конечно, ничего не говорилось. Речь, как водится в таких случаях, шла о «необходимости прекратить страдания сирийского народа».

Заявленная цель интервенции, конечно, весьма благородна: кто же станет выступать против прекращения страданий? Однако предложение эмира вызывает целый ряд вопросов. Чьи войска будут участвовать в операции? Как их отправить в Сирию? Кто ими будет командовать? Какие у них будут права и обязанности? Ну и основной вопрос: на каком основании войска одной страны (или группы стран) войдут на территорию другой без ее согласия? В международном праве есть четкое определение для подобных ситуаций: иностранное вторжение. Для таких операций требуется не просто веское обоснование, а что-то беспрецедентно серьезное.

Появление в эфире «Аль-Арабии» леденящего кровь сюжета о раскомандовавшихся в Сирии россиянах, сбитом «Градом» самолете, казни турецких пилотов и прочих небылицах в этом контексте выглядит вполне логичным. Ясно, что одной передачи для придания вторжению легитимности маловато. Тем более что выводы расследования, выполненного в аркадиймамонтовском стиле, опровергли не только представители МИДа РФ, но и немало удивленные сюжетом турки. За первым «разоблачением» уже последовало второе: на сирийцев «повесили» пожар в Дохе, во время которого погибли 19 человек. Но и это еще не все: Асада невзначай обвинили в предательстве Муаммара Каддафи и выдаче его французской разведке. Чего еще придумают изобретательные пиарщики из Персидского залива, остается только догадываться, но полет их фантазии впечатляет уже сейчас. Скорее всего, будут бить по самому сокровенному: религиозным вопросам и причастности Асада к алавитской секте. Тут, кстати, ничего особо выдумывать не придется, так как в исламском мире к алавитам отношение примерно такое же, как к тамплиерам в средневековой Европе.

Основная цель этой кампании ясна: жители арабских стран должны поверить, что сирийский президент — абсолютное, беспринципное зло, несущее опасность для всех и каждого. Вторичная цель тоже имеется: простые арабы должны полностью уверовать в порочность Москвы, на уровне ООН поддерживающей своего «сукина сына». Благодаря этому у целевой аудитории «расследований» сам собой отпадет вопрос о необходимости законодательного оформления вторжения в Совете безопасности ООН. Все, против чего выступает Россия, автоматически будет выглядеть в глазах зрителей полезным и достойным делом.

Как показывает российский опыт, иммунитетом к телепродукции подобного рода обладает довольно ограниченное число зрителей. К тому же на руку авторам сюжетов «Аль-Арабии» играет то обстоятельство, что совсем небольшой процент их аудитории читает заявления российского МИДа, турецкого министерства обороны и других скептиков.

По достижении асадовским медиаобразом необходимого уровня порочности и кровожадности следует ожидать голосования в Лиге арабских государств по вопросу о спасении сирийцев от диктатора. Сюрпризов быть не должно: против будут лишь Ливан и Ирак.

Отец нынешнего президента Хафез Асад как-то раз сказал: «Кто контролирует Дамаск, тот контролирует Сирию». Отказывать ему в знании местных реалий было бы глупо. Именно поэтому захватывать всю страну потенциальным интервентам, видимо, не придется. Само вторжение проще всего будет осуществить с территории Иордании, откуда по шоссе до сирийской столицы рукой подать. Судя по неспособности сирийской армии справиться с разрозненными группировками повстанцев, в военном отношении задача по захвату Дамаска вполне решаема.

Россия и Иран, понимая к чему идет дело, 2 октября почти одновременно выступили с заявлениями, предостерегающими от поиска поводов для военного вторжения в Сирию. Даже Государственный департамент США заявил, что у сирийского конфликта не может быть военного решения. Однако начавшаяся на «Аль-Арабии» и в других арабских СМИ кампания по тотальной дискредитации Асада и его союзников свидетельствует, что Катар, Саудовская Аравия и их союзники думают иначе.