Михаил Делягин: прекратить коммунальный грабеж

За все время путинского владычества (с начала 2000 по настоящее время) общий рост потребительских цен, по данным Росстата, составил 4,15 раза.

В то же время квартплата в государственных и муниципальных домах увеличилась в 18,04 раза, эксплуатационные расходы в приватизированных квартирах – в 17,81 раза, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация) подорожало в 24,61 раза, отопление – в 22,72 раза, горячее водоснабжение – в 26,64 раза, газоснабжение – в 12,36 раза, электроснабжение – в 10,48 раза.

Таким образом, ставшие притчей во языцех аппетиты энергетиков и газовиков не идут ни в какое сравнение с ценовым давлением, оказываемым на население «простыми» коммунальщиками, привычно прикрывающими свои аппетиты «произволом федеральных естественных монополий»!

В начале 2000-х годов опережающий рост тарифов ЖКХ оправдывали их длительным отставанием: в 90-е годы их относительно низкий уровень, по сути, был формой социальной поддержки населения, от которой по мере расширения сфер, используемых для извлечения прибыли вместо обеспечения человеческих условий жизни, было решено избавиться.

Однако мы с удивлением видим, что тенденция опережающего роста тарифов ЖКХ сохранилась и в 2012 году. С начала года по 17 сентября официальная инфляция составила 5%, а электроснабжение подорожало на 5,9%, отопление – на 7,4%, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация) – на 8,7%, а горячее водоснабжение и квартплата в государственных и муниципальных домах – и вовсе на 9,0 и 9,1%, превысив общий рост цен почти в два раза!

Значит, дело не в обеспечении экономической эффективности ЖКХ, под прикрытием чего его пересаживали с бюджетного финансирования на плечи граждан России, дело в чем-то ином, что оставалось без изменения на всем протяжении 2000-х годов.

Дело в самом характере государства: насколько можно понять, коррупция является подлинной основой государственного строя. И одна из самых чудовищных несправедливостей путинской модели экономики – абсолютный, тотальный произвол монополий — поощряется государством просто потому, что, если монополии не завысят цены, ограбив нас с вами, у них может не оказаться денег для выплаты взяток.

Именно в этом фундаментальная причина тотальной капитуляции государства перед произволом монополий, наиболее ярко проявляющаяся в том, что регулируемые им тарифы естественных монополий в целом растут значительно быстрее цен обычных, коммерческих монополий, алчность которых умеряется бедностью или же прямыми протестами населения.

Дополнительная особенность ЖКХ – его раздробленность, из-за которой в нем сложилась негативная кадровая модель: в естественную монополию федерального уровня люди могут идти делать карьеру. Например, выпускник железнодорожного техникума может мечтать стать главой РЖД. Но в ЖКХ «карьерный потолок» ограничен родным городом, так как общефедеральной системы, – а с ней и общефедеральных карьерных перспектив – просто не существует.

Поэтому люди в ЖКХ меньше ориентированы на карьеру, – и, соответственно, больше на деньги, что вполне определенно влияет на уровень алчности соответствующих монополий.

При этом формально они находятся в ведении городских или районных властей, которые из-за слабости, вызванной российской моделью государственной власти, как правило, просто не в состоянии с ними справиться.

Именно поэтому редкостное бесстыдство апологетов оплаты за коммунальные услуги российского качества и из российских зарплат по ценам наиболее фешенебельных стран Европы представляется, тем не менее, основой государственной политики в этом направлении.

Между тем содержательная сторона нормализации ЖКХ — если, конечно, государство удастся оздоровить, и оно от службы оффшорной аристократии и глобальному бизнесу перейдет на службу народу России — достаточно проста.

Прежде всего, надо заморозить на три года тарифы ЖКХ (внутренние резервы для этого есть) и провести тщательный анализ издержек. За счет сокращения воровства, применения передовых технологий и повышения качества управления тарифы на услуги ЖКХ в первый же год можно снизить не менее чем на 20%.

Местный бюджет (при нехватке средств в нем – региональный, при нехватке в нем – федеральный) должен компенсировать расходы граждан на ЖКХ (включая налог на жилье и оплату найма, в том числе социального жилья), превышающие 10% семейного дохода. Это заставляет страдать от произвола монополий ЖКХ не столько беззащитное население, сколько власти, — вплоть до всесильного Минфина, — и создает живую, материальную заинтересованность государства в обуздании этого произвола.

Необходимо пресечь практику ложных банкротств управляющих компаний в ЖКХ, уже превратившихся в аналог МММ.

После оздоровления ЖКХ государство должно выплатить свои долги перед ним, так как плохое финансовое положение ЖКХ вызвано прежде всего неплатежами бюджетов и бюджетных предприятий, а не населения.

Детально проработать федеральный стандарт стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности) и жестко контролировать его соблюдение, включая детальный контроль за издержками ЖКХ. Нормативная стоимость этого стандарта должна ежегодно снижаться, принуждая ЖКХ к энергосбережению, но сверхнормативная экономия должна оставаться ему.