Кровь и пепел: нефутбольные истории

Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм.

Статья историка и социолога (и последовательного сторонника левых взглядов) Александра Тарасова написана два года назад. Частично она публиковалась в журнале «Октябрь», и получила премию года, за лучшее исследование. Мы решили опубликовать ее заново, по двум причинам. Во-первых, в разгаре начало футбольного сезона и одновременно сезона политического, и очень интересно, как поведут себя наиболее продвинутые группы болельщиков в новой ситуации. Во-вторых, многое за эти два года изменилось — немного поутихли расистские страсти, и даже в «Зените»появился первый (относительно) темнокожий футболист по кличке Халк. Правда, говорят, что наиболее активные hooligans не очень-то этим довольно, а в «Зените», внутри самой команды, вспыхнул нешуточный скандал.

Личное дело:

В декабре 1972- январе 1973совместно с Василием Минорским Тарасов создал подпольную леворадикальную группу под названием «Партия новых коммунистов» (ПНК)и летом 1973 года стал её неформальным лидером. После слияния ПНК с другой подпольной леворадикальной группой «Левая школа» в 1974 годуобъединённая организация приняла название Неокоммунистическая партия Советского Союза(НКПСС), и Тарасов стал одним из её руководителей. Был теоретиком партии, программный документ НКПСС «Принципы неокоммунизма» (1974) написан Тарасовым.

В 1975 годубыл арестован КГБ, после предварительного заключения и годичного пребывания в спецпсихбольнице освобождён, поскольку дело НКПСС не было доведено до суда. В спецпсихбольнице подвергался жестокому обращению и де-факто пыткам (избиения, ЭСТ, инсулиновые комы, инъекции больших доз нейролептиков), в результате чего вышел на свободу с тяжёлыми соматическими заболеваниями (гипертоническая болезнь, анкилозирующий спондилоартрит, болезни печении поджелудочной железы), по сути инвалидом. В 1988 году был обследован двумя государственными психиатрическими комиссиями и признан полностью психически здоровым.

Сменил множество профессий: был чертёжником, лаборантом в проектном институте (ЦНИИПСК), сторожем на Ваганьковском кладбище, машинистом, слесарем по ремонту котельного оборудования, библиотекарем, редактором, фельдшером, оператором газовой котельной, бухгалтером на Центральной базе Московского мясокомбината, осветителем в театре «Эрмитаж», научным сотрудником Центра анализа науки при РАН, преподавателем вуза, консультантом Министерства науки Российской Федерации, полит-обозревателем в газете, экспертом Информационно-исследовательского центра «Панорама» и Московского бюро по правам человека и т. д. Получил высшее экономическое (ВЗФЭИ) и историческое (МГПИ, затем МГУ) образование, но в условиях начавшейся перестройки быстро профессионализировался как социолог и политолог.

С 1984 года выступает (под псевдонимом) в зарубежной прессе и в самиздате. С 1988 г. печатается в независимой прессе (под псевдонимами), с 1990 г. — в независимой и официальной (под собственным именем). Автор более 1030 публикаций по социологии (преимущественно проблемы молодёжии образования, конфликтология), политологии, культурологии (проблемы «массовой культуры», межкультурные и межцивилизационные противоречия).Первым изучил и описал молодёжную субкультуру наци-скинхедов в России.

Автор первого в России (ноябрь 2009- январь 2010) серьёзного исследования, посвященного влиянию ультраправых идейи организаций на субкультуру футбольных фанатов.

В 2008 году А. Тарасов был включён неонацистами в список врагов, подлежащих физическому уничтожению, опубликованный на праворадикальных сайтах.

В 2011 году включён движением «Наши» в список «168 самых мерзких врагов» движения, Василия Якеменкои режима Путина.

В анархистских кругах России Тарасов известен как последовательный критик анархизма — в первую очередь анархистской практики (которую он считает бесплодной и бесперспективной), а отчасти и теории (которую он считает устаревшей и ненаучной). Эта критика вызвала откровенную неприязнь к Тарасову среди анархистов.

На митинги декабря 2011 года — февраля 2012 годаотреагировал отрицательно, подверг их критике слева, квалифицировав как выступления мелкой буржуазиии «бунт потребителей», враждебные целям и задачам левых в России и не имеющие никакого отношения к революционной борьбе против капитализма.

С 1992 годавыступает как писатель (прозаик и поэт), с 1997 года- как переводчик (с английскогои испанского языков).

Работы А. Тарасова опубликованы, помимо России, в США, Канаде, Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции, Италии, Испании, Греции, Финляндии, Венгрии, Индии, Японии, Южной Корее, Аргентине, Панаме, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Молдавии, Азербайджане, Приднестровье, на Кубеи на Украине.

Лауреат премий журнала «Дружба народов» за 2000 год, журнала «Юность» за 2001 годи журнала «Октябрь» за 2011 год

1.

Еще относительно недавно — в 90-е годы — вопрос о правом радикализме применительно к футбольным фанатам у нас в стране даже не ставился: единственные вероятные точки соприкосновения фанатов с ультраправыми были возможны разве что через контакты с наци-скинхедами, а сама скин-субкультура тогда еще не успела (в отличие от субкультуры футбольных фанатов) серьезно развиться и, кроме того, казалось очевидным, что это — две разные субкультуры, построенные на разных принципах и потому не совпадающие и даже, вероятно, враждебные друг другу. Не случайно в фанатских кругах в конце 90-х — в начале 2000-х годов бытовала широко распространенная легенда о спартаковском фанате, повешенном наци-скинхедами на собственной «розе» (фанатском шарфе с символикой клуба).

Однако в XXIвеке стало очевидно, что имеет место проникновение ультраправых идей и ультраправых структур в фанатскую субкультуру. Причем это проникновение осуществляется параллельно наци-скинхедами (отчасти, возможно, даже без далеко идущих политических целей, поскольку многие из скинов сами были болельщиками и остаются ими) и отдельными ультраправыми группами и организациями. Это явление нельзя считать неожиданным или специфически российским: в 80-е годы XXвека аналогичные процессы происходили в ФРГ и Западном Берлине[1], а еще раньше — в конце 70-х — на родине субкультуры «соккеров» (футбольных фанатов) — в Великобритании[2].

Дело тут в сочетании двух факторов. Во-первых, субкультура футбольных фанатов -неполная, незавершенная. Полная субкультура превращается для ее носителей вобразжизни, становится для них главным, стремится достроить себя до полноценной мини-культуры (как это было, например, у хиппи и панков), то есть вырабатывает свою философию (псевдофилософию), порождает не только каноны поведения и внешнего вида, но и собственную музыку (это касается и стилей, и содержания), живопись, литературу, танец, театр, кино, прессу (хотя бы на уровне фэнзинов). Субкультура футбольных фанатов — это субкультура молодежи (подростков), живущей обычнойжизньюи «возвращающейся» в субкультуру только во время матчей (в британском, наиболее жестком и наиболее развитом варианте — каждую субботу или через субботу). Это — субкультура досуга. Она задала образцы поведения только применительно к матчам и/или взаимоотношениям с другими футбольными фанатами, выработала очень условные и необязательныестандарты внешнего вида (в частности, никому из болельщиков, не входящих в субкультуру, не возбраняется пользоваться символикой клуба, в том числе и «розами»; напротив, прямо входящие в субкультуру «казуалы» принципиально не выделяются внешним видом из толпы, чтобы не привлекать к себе внимания фанатов других клубов и «правоохранительных» органов; а человек, «злоупотребляющий» символикой любимой команды, на фанатском сленге именуется «животным»). Не существует отдельной фанатской музыки (есть лишь небольшое число групп, играющих в основном для фанатов, так как эти группы не смогли вырваться на более широкую аудиторию, — и нет никакого фанатского музыкального стиля), отдельного фанатского изобразительного искусства (фанатские нашивки и татуировки по стилю — смешение скиновских и гопнических, то же самое можно сказать и о рисунках в фэнзинах, разве что там обнаруживаются элементы примитивнейшего юмора — если речь идет о карикатурах на враждебные клубы). Фанатских песен, распеваемых на стадионах и за их пределами — раз-два и обчелся, всё остальное — плохо рифмованные «кричалки» довольно убогого содержания[3]. Фэнзины очень однообразны и топорны по содержанию. О танце, театре, кино или литературе в собственном смысле слова и говорить смешно. Самостоятельной философии (пусть неразработанной и примитивной) и идеологии субкультура фанатов не создала.

Поэтому она оказалась, как недостроенная, открыта внешним влияниям, в том числе и влиянию других субкультур, при условии, конечно, что эти влияния не покушаются на «святыни» (на сами клубы и «право» фанатов «болеть» и «фанатеть») и по своему культурно-интеллектуальному уровню достаточно примитивны, чтобы изначально не вступить в острое противоречие с психологией и уровнем умственного развития фанатов. Скин-субкультура (особенно в ее наци-изводе) вполне удовлетворяет этим требованиям. При этом то, что она сама — неполная, лишь облегчает процесс взаимовлияния и взаимопроникновения. Достаточно распространенными, насколько можно судить, являются случаи, когда мелкие скин-группки, влившиеся в субкультуру фанатов (возможно, и с далеко идущими целями), спустя пару лет по сути выпадают из скин-субкультуры и превращаются в обычных фанатов, хотя и с выраженными расистскими и националистическими настроениями.

Во-вторых, субкультура фанатов — субкультура изначально ксенофобская (хотя и не в строго политическом смысле). Поскольку она не возникла самостоятельно, а практическиискусственносоздана(футбольные клубы нуждаются в зрителях по причинам финансовогохарактера, то есть первоначально массовый болельщик был не более чем «дойной коровой»), и стартовым условием было наличие противостояния между клубами, чужая команда и ее фанаты автоматически воспринимались как не свои, чуждая и более или менее враждебная сила. То есть агрессивное разделение «свои — чужие» заложено в основу субкультуры и навязано ей извне.

Представитель фанатской субкультуры смотрит на мир именно ксенофобски. Он как бы находится в центре нескольких концентрических кругов ксенофобии. Первый круг — это любимый клуб и его фанаты. Следующий круг — «кузьмичи», то есть обычные болельщики, болеющие за ту же команду, что и сам фанат, но не причастные к субкультуре. «Кузьмичи» — это рядовые обыватели, обычно значительно старше возрастом, чем фанаты (лет 30-50). И хотя само наименование носит презрительный (или как минимум пренебрежительный) характер и прямо намекает на «старперский» возраст болельщиков[4], «кодекс чести» фаната прямо запрещает как-то оскорблять «кузьмичей» и тем более применять к ним физическую силу. Даже отнимать у «кузьмичей» чужих клубов клубную символику — «западло»[5].

Эти два концентрических круга объединены неписаным запретом на насилие (за исключением личных конфликтов, не имеющих прямого отношения к футболу и субкультуре, или, как принято говорить в таких случаях, к «околофутболу»).

Следующий концентрический круг: жители своего города — не болельщики. Они уже «не свои», но воспринимаются вполне терпимо. Следующий круг — жители своей страны. Они тоже воспринимаются достаточно терпимо, хотя, конечно, еще менее «свои» (однозначные симпатии они вызывают только при играх национальной сборной).

Здесь проходит еще одна разделительная черта: на представителей этих двух кругов не распространяется сознательное насилие, но они вполне могут стать жертвами фанатской агрессии спьяну или в «хулиганском угаре» (что, впрочем, обычно на практике совмещается).

Далее идут круги, в которых расположены уже «другие», «враги». Первый из таких кругов — это фанаты других клубов своей страны. Именно они являются привычным противником на стадионах и за их пределами. Однако это — не безусловный противник. Во-первых, на международных матчах (и особенно на выезде) эти фанаты автоматически становятся «своими», так как болеют за ту же национальную сборную. Во-вторых, фанаты разных клубов могут заключать союзы (в том числе против более сильных фанатских объединений) — и тогда вступают в силу законы «боевого братства». Такие союзы могут как заключаться, так и распадаться. Например, первоначально фанаты питерского «Зенита» находились в союзных отношениях с фанатами московского «Спартака» и, следовательно, были врагами фанатов ЦСКА. Однако затем они заключили союз с фанатами ЦСКА против фанатов «Спартака». Наличие союзнических отношений позволяет фанатам союзных клубов, помимо прочего, уверенно чувствовать себя на выезде на чужой территории (фанаты союзного клуба обязаны их принять, разместить и обеспечить безопасность, насколько это возможно).

Следующий круг — жители других стран. Они «чужие» по определению. Следующий круг, объединяющий еще более «чужих» — фанаты клубов других стран. Это уже — заведомый враг (заключать союзы с фанатами из Германии или Польши наши пока не научились, тем более что для этого нужно согласие обеих сторон). Наконец, в последнем круге находитсябезусловный враг — полиция. Полиция — это настолько неоспоримый объект ненависти, что при столкновении с ней правила разрешают объединяться с кем угодно вплоть до фанатов самых враждебных тебе клубов. Фанаты даже ведут многолетний спор с анархо-панками о том, кто из них придумал аббревиатуру ACAB(«AllCopsAreBastards»[6]).

Начиная с фанатов других клубов своей страны и кончая полицией, всё это — объекты «законного» насилия для футбольного фаната, объекты «прикладной» ксенофобии.

При таком высоком уровне «стартовой» ксенофобии, видимо, не столь сложно было внедрить в фанатскую среду еще и установки подчеркнуто националистического и расистского характера. Или, как минимум, добиться того, чтобы фанатская среда терпела в своих рядах сознательных националистов, шовинистов и расистов.

Нет сомнений в том, что уже в 90-е годы настроения расовой и национальной ксенофобии были достаточно распространены среди фанатов, хотя это, видимо, и не выливалось в нападения на расовой или национальной почве[7]: все конфликты с применением силы всё еще относились к «околофутболу». И рост ксенофобских настроений внутри субкультуры приблизительно коррелировал с таким же ростом ксенофобии в российском обществе вообще. Доказательством могут служить фанатские фэнзины. Надо отметить, что фэнзины являются более надежным источником, чем возникшие позже фанатские блоги и интернет-форумы, так как из бумажных изданий нельзя изъять те или иные записи ксенофобского характера и впоследствии утверждать, что их или вообще не было, или они были вписаны некими врагами с провокационными целями.

Так, в известном спартаковском фэнзине «UltrasNews» можно было прочитать отчет о выезде в Элисту, где коренное население Калмыкии именовалось исключительно «косыми», «косоглазыми» и даже «пи…доглазыми», а о спартаковских фанатах гордо говорилось, что они «выделялись арийскими лицами»[8]. И хотя широко распространено мнение, что расистские настроения укоренились преимущественно среди фанатов «Спартака» и ЦСКА[9], но использование расистской терминологии применительно к кавказским народам легко обнаруживаем и в фэнзине торпедовских фанатов[10].

К концу 90-х тех же торпедовцев уже явно не смущало, что у них в фэнзине печатается статья под названием «Акция «Убей жида»»[11], а спартаковские фанаты уже прямо называли «нашей идеологией» «WPи NS»[12], то есть whitepowerи нацизм.

В 1998 году обложку одного из динамовских фэнзинов украсила эмблема дивизии СС «Мертвая голова», а ниже был размещен фотомонтаж, на котором в обнимку с Адольфом Гитлером и вскинув руку в нацистском приветствии красовался лидер динамовских фанатов Александр Шпрыгин (кличка «Каманча»)[13]. Впрочем, если покопаться в интернете, то можно найти и фотографию Каманчи вместе с известным деятелем ультраправой рок-сцены лидером «Коррозии металла» Сергеем Троицким (кличка «Паук»)[14]. В настоящее время А. Шпрыгин возглавляет прокремлевскую организацию фанатов — Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ).

Достаточно высокую степень взаимодействия наци-скин- и фанатской субкультур доказывает обнаружившееся уже в конце 90-х — начале 2000-х взаимопроникновение сленгов: в частности, тождественное употребление в сленгах обеих субкультур значительного количества слов, таких как «акция» (силовая операция, направленная против «врага»), «аргументы» (камни, палки, бутылки, металлические пруты и другие предметы, которые можно использовать в драке в качестве холодного оружия), «бомбер» (куртка без воротника), «бригада» (группировка «бойцов»), «гриндерá» (ботинки на толстой подошве и с высокой шнуровкой фирмы «Гриндерс»), «дерьмо» (то же, что «аргументы»), «звери», «зверьки» (презрительное именование кавказцев), «карлик», «карлан» (малолетний, неопытный участник субкультуры, новобранец), «моб» (устойчивая боевая — то есть предназначенная для уличного боя — группа), «основа» (ядро «моба» или группировки в целом) и т.д.

Причем если для сленгов наци-скинов и фанатов характерно именно взаимопроникновение, то в области внешнего вида легко обнаруживается одностороннее влияние скинов на фанатов. Вошедшие в моду на рубеже тысячелетий среди фанатов и особенно «хулз»[15]черные джинсы, бомберы, прическа «под ноль» и ботинки типа «Dr. Martens» были заимствованы непосредственно из скин-субкультуры — так же, как особая любовь к тем или иным торговым маркам («Lonsdale») или образцам символики (кельтский крест в качестве нашивки или татуировки одинаково распространен как у наци-скинов, так и у футбольных фанатов). Аналогично обстоит дело и с изображением бульдога (также распространенная татуировка). Известный торпедовский фэнзин назывался «Bulldog» — в точности так, как журнал неонацистского Британского Национального фронта, специально ориентированный на скинхедов и футбольных фанатов. Спартаковский «моб» «FlintsCrew» изображает своих бойцов исключительно в виде бульдогов — подобно скин-группировке «Белые бульдоги» (вошедшей в московскую наци-скин-организацию «Объединенные бригады — 88», в 2002 году якобы самораспустившуюся).

Одним из путей влияния ультраправых на футбольных фанатов были, насколько можно судить, праворадикальные рок-группы. Пользуясь нехваткой «фанатских» музыкальных групп, их низким уровнем[16]и отсутствием (как уже говорилось выше) собственно фанатского музыкального стиля, некоторые довольно известные и, безусловно, более талантливые, чем собственно «фанатские», рок-группы со скин-сцены выступили с рядом песен, написанных специально для фанатов и не слишком навязчиво, но все же довольно откровенно индоктринирующих в фанатскую среду крайне правые, расистские идеи. Например, у группы «Коловрат» это были песни «Наши ультрас» и «Дерби круглый год», а группы «TNF» — «HereWeGo», «ACAB» и «Don’tStopHooligans».

Причем в некоторых песнях ультраправые группы сознательно задавали такой образ фаната, который на тот момент явно не совпадал с реальным, но который казался ультраправым желательным и к которому они хотели подтолкнуть фанатское сообщество (и небезуспешно).

Скажем, в упомянутой выше песне «Наши ультрас» есть слова:

Цепи, кастет, арматура, железные трубы

Будут умелой рукою запущены в ход, —

при том что до последнего времени фанатские правила однозначно не одобряли использования в драках «дерьма» и особенно «железа» (а все вышеперечисленное — именно «железо»), так как это нарушает каноны «честного боя» («fairplay» на фанатском сленге).

Еще более показателен «вывод»:

Мы — элита спорта, его совесть и честь:

Skinhead ultras crew — мы были и есть! —

хотя на тот момент не было такого российского клуба, который мог бы похвастаться тем, что хоть один «моб» его «ультрас» состоит из скинхедов!

Некоторые крайне правые музыкальные группы прямо говорили о том, что ведут в среде футбольных фанатов идеологическую пропаганду, надеясь создать на основе этой субкультуры массовое ультраправое движение[17].

В результате мы можем в этом десятилетии наблюдать даже внешне сходную динамику в поведении указанных субкультур. Например, в ответ на пристальное внимание со стороны милиции как наци-скинхеды, так и футбольные фанаты прибегли к одному и тому же методу маскировки, когда наиболее упорные и подготовленные «уличные бойцы» сознательно стали одеваться и выглядеть так, чтобы не выделяться из толпы и ничем не выдавать свою принадлежность к субкультуре. В фанатской среде такие, говоря фанатским сленгом, «зашифрованные» группы именуются «казуалами»[18]. «Казуалы» по-прежнему объединены в «мобы», но знают друг друга в лицо или (когда для акции объединяются несколько «мобов») имеют какой-то общий, но на первый взгляд неочевидный знак отличия — майки одной фирмы-производителя, кроссовки одинакового цвета и т.п.

Итак, в XXI веке политическая ксенофобия российских футбольных фанатов вышла на публичный уровень.

С 2001 года стали фиксироваться всё учащающиеся совместные ксенофобские акции футбольных фанатов и наци-скинхедов и других ультраправых. В первую очередь речь идет об уличном насилии.

Так, в июне 2001 года в Челябинске, около стадиона «Локомотив» группа из 5 скинхедов и фанатов «Зенита» забила до смерти 22-летнего бездомного Дмитрия Недельчева — в порядке «очищения родной земли от всякой нечисти». Руководил убийством 17-летний Никита Ю. (кличка «Юз»), объявивший себя на суде членом ультраправого «Фронта национального возрождения России»[19]. 19 апреля 2002 года Челябинский областной суд приговорил «Юза» к 8,5 годам лишения свободы, а его подельника 15-летнего Игоря К. (кличка «Буржуй») — также зенитовского фаната — к 5,5 годам лишения свободы. Заметка об этом в газете «Челябинский рабочий» сопровождалась фотографией полутора десятков челябинских фанатов «Зенита», одетых как скинхеды и вскинувших руки в нацистском приветствии[20].

21 июля 2004 года в Екатеринбурге после матча «Урал» — «Волга» около стадиона «Уралмаш» произошла массовая драка между фанатами и скинхедами, с одной стороны, и проживающими в соседних со стадионом домах китайцами — с другой. Скины и фанаты использовали в драке бутылки и вышли из нее победителями. Несколько человек пострадало, задержан никто не был[21].

13 ноября 2004 года большая группа футбольных фанатов и скинхедов напала в Москве у входа в ДК им. Горбунова после концерта группы «Гражданская оборона» на выходивших из зала слушателей. Произошла массовая драка, пострадало 25 человек, 5 было госпитализировано, несколько человек задержано[22]. Группа «Гражданская оборона» и Егор Летов персонально как «леваки», а их поклонники — как представители «неправильной» субкультуры (панки) традиционно вызывают ненависть у скинхедов[23], но это был первый задокументированный случай активной атаки футбольных фанатов на представителей «левой» субкультуры.

21 мая 2005 года в Ростове-на-Дону после очередного проигрыша футбольной команды «Ротор» толпа фанатов и скинхедов общей численностью около 50 человек напала на общежитие Ростовского медицинского университета на улице Пушкинской и принялась избивать иностранных студентов «неарийской» наружности, используя при этом палки и бейсбольные биты. В результате серьезно пострадали 5 студентов[24].

5 августа 2005 года в Кургане после матча футбольных команд третьей лиги «Тобол» (Курган) и «Энергетик» (Урень Тюменской области) толпа скинхедов и фанатов, ведомая местной группировкой «Курганские бритоголовые», устроила шествие от стадиона до центра города — в ознаменование победы курганской команды. При этом толпа скандировала праворадикальные лозунги. Милиция не вмешивалась[25].

27 августа 2005 года там же, в Кургане на футбольном матче Чемпионата России (второй дивизион) «Тобол» — «Нефтехимик» (Уфа) фанаты «Тобола» совместно со скинхедами скандировали антисемитские лозунги, а после матча вновь устроили шествие по улицам города с выкрикиванием праворадикальных призывов. Милиция опять не вмешивалась[26].

4 сентября 2005 года в Москве группой скинхедов и футбольных фанатов на станции метро «Комсомольская» было избито несколько рэпперов, а группа молодых «неформалов» — антифашистов (их антифашизм выдавала атрибутика: надпись «LoveMusic- HateFascism») была не только избита, но и облита слезоточивым газом. Никто из нападавших задержан не был[27].

8 апреля 2006 года в Чите группа из приблизительно 15 скинхедов и футбольных фанатов клуба «Локомотив» напала, выкрикивая националистические лозунги, на проходивших мимо китайских рабочих (около 40 человек). Китайцы дали отпор, завязалась драка. Милицией было задержано 6 нападавших, все — футбольные фанаты. Им предъявили обвинения в «мелком хулиганстве»[28].

22 апреля 2006 года футбольные фанаты оказались фигурантами громкого дела, вызвавшего заметный общественный резонанс: в центре Москвы, на платформе станции метро «Пушкинская» ударом ножа в сердце был убит студент первого курса Московского института управления 17-летний уроженец Баку, этнический армянин Виген Абрамянц. На следующий день был задержан как подозреваемый 17-летний московский школьник Денис Кулагин, фанат «Локомотива» (Москва). Под давлением следователей он дал признательные показания и объяснил, что совершил нападение с группой из 10-12 фанатов «Локомотива», возвращавшихся с матча. Позже Кулагин от своих показаний отказался, а 28 апреля был освобожден за недостатком улик. В ночь на 25 апреля около 100 московских армян провели несанкционированный митинг на пересечении Нового Арбата с Садовым кольцом, протестуя против убийства В. Абрамянца и хода следствия. Впоследствии обвинение в убийстве было предъявлено курсанту Московского колледжа милиции Никите Сенюкову, члену Русского общенационального союза (РОНС)[29]. 15 мая 2008 года он был приговорен к 12 годам колонии строгого режима[30].

20 мая 2006 года в Москве на станции метро «Красные ворота» после драки между «ультрас» московского «Спартака» и ЦСКА фанаты принялись сгонять с мест, оскорблять и избивать пассажиров неславянской наружности. Милицией задержано 9 человек[31].

27 августа 2006 года в Ярославле перед матчем футбольных команд «Шинник» — ЦСКА пятеро фанатов (обеих команд) напали на улице на кришнаитов и стали их избивать. Нападавшие были задержаны милицией, но отпущены, так как кришнаиты, как приверженцы ненасилия, отказались писать заявления на нападавших. Задержанные не скрывали, что принадлежат к ультраправым организациям, у одного из них была обнаружена вытатуированная свастика[32].

11 мая 2007 года в Москве группой скинхедов и футбольных фанатов были избиты три гражданина Турции, которых нападавшие приняли за «кавказцев». Лидер фанатской группировки, руководивший избиением, был арестован по решению суда 8 августа того же года[33].

13 апреля 2007 года в Удмуртии было объявлено о раскрытии резонансного преступления — убийства 27 марта того же года в Ижевске, у Вечного огня, группой неонацистов 17-летнего скейтера Станислава Корепанова. Как было установлено следствием, из 7 участников убийства четверо — фанаты футбольного клуба «Союз-Газпром»[34].

11 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге после футбольного матча с участием «Зенита» группа из 5 скинхедов и футбольных фанатов совершила нападение на иностранного аспиранта Санкт-Петербургской академии управления и экономики, гражданина Конго 20-летнего Мкама Маира Александра Мунени. Пострадавшему было нанесено 7 ножевых ранений — в легкие, желудок, в область почек. М.М.А. Мунени был доставлен в реанимацию, где ему была удалена почка[35].

29 ноября 2007 года группа фанатов «Зенита» и наци-скинхедов прорвалась в Санкт-Петербурге во Дворец спорта «Юбилейный» на концерт поп-панк-группы «Король и Шут» и напала на зрителей, а заодно попыталась устроить в зале пожар. Несколько зрителей-панков было госпитализировано с черепно-мозговыми травмами. Один из пострадавших — 21-летний Алексей Коврижкин — 30 ноября умер в реанимации. В связи с бездействием властей группа «Король и Шут» направила в МВД официальное заявление с требованием расследовать преступление и наказать виновных[36].

8 мая 2004 года в Москве около 100 фанатов «Динамо» учинили возле станции метро «Коломенская» погром «кавказских» торговых палаток и ларьков и принялись избивать прохожих. В результате двум гражданам потребовалась медицинская помощь. Милиция задержала 40 динамовских фанатов, которые были доставлены в УВД «Нагатинский затон»[37].

В сентябре 2004 года в Москве 15 футбольных фанатов, возвращавшихся с матча «Спартак» — «Фейнорд», на станции метро «Парк Культуры» напали в вагоне поезда на четырех жителей Тувы. Тувинцы дали отпор, завязалась драка. На следующей станции фанаты вышли из поезда. Задержан никто не был[38].

1 мая 2005 года в Москве группа фанатов «Спартака», возвращавшихся с матча «Спартак» — «Терек», избила двух граждан Алжира, слушателей Академии Генштаба Вооруженных Сил России. 4 мая сотрудники МУРа задержали пятерых фанатов (из которых четверо — несовершеннолетние), подозревавшихся в этом нападении, против задержанных было возбуждено уголовное дело[39].

15 июня 2005 года в Воронеже группа футбольных фанатов избила двух граждан КНР, студентов филологического факультета Воронежского госуниверситета — юношу Ван Цзюэ и девушку Шао Нансинь. 18 июня во время очередного футбольного матча милицией по подозрению в совершении этого преступления были задержаны 7 фанатов, из которых 6 дали признательные показания[40]. 12 октября того же года в Центральном суде Воронежа начался судебный процесс по этому делу. Обвинение в избиении было предъявлено 18-летнему безработному Евгению Чернышову и 17-летнему студенту юридического колледжа Дмитрию Землянухину. Двое других участников нападения — Илья Хомяков и Андрей Усачев — были привлечены к процессу в качестве свидетелей, так как на момент совершения преступления им не исполнилось 16 лет[41].

Летом 2005 года в Москве около 10 футбольных фанатов совершили нападение на уроженца Бурятии. Особенно активно в избиении участвовало трое фанатов. Нападавшие скрылись с места преступления, задержан никто не был[42].

19 августа 2005 года в Москве, после футбольного матча второй лиги «Спортакадемклуб» (Москва) — «Смоленск» фанаты обеих команд (около 50 «хулз» из «моба» «Спортакадемклуба» «KovalskyCrew» и около 40 фанатов «Смоленска») совершили нападение на торговцев Измайловского рынка — выходцев с Кавказа и граждан КНР и затеяли массовую драку. Охрана рынка и милиция в драку не вмешивались[43].

В ночь со 2 на 3 июня 2008 года, в Москве, в районе Марьино, на Ставропольской улице произошла массовая драка между «хулз» ЦСКА и большой группой уроженцев закавказских республик, в основном Грузии. В драке, по утверждениям очевидцев, участвовало до 85 «хулз» и до 120 «кавказцев», использовались бутылки, камни, палки, бейсбольные биты, травматическое оружие. По данным милиции, в драке принимало участие не более 25 человек. От 5 до 10 участников драки было задержано, 15 человек госпитализировано[44].

В ночь с 26 на 27 июня 2008 года в Москве большая группа агрессивно настроенных футбольных фанатов пыталась перекрыть движение на улице Академика Янгеля. Фанаты жгли файеры, скандировали «Россия! Россия!» и призывали «бить кавказцев»[45].

2 сентября 2008 года в Воронеже 7 футбольных фанатов — членов «моба» «Огненная сила» напали на 25-летнего гражданина России, этнического армянина. С криками «Россия — для русских!» они принялись его избивать, а затем нанесли несколько ножевых ранений. Пострадавший был госпитализирован. 3 сентября по подозрению в совершении этого преступления были задержаны трое фанатов. Уголовное дело заведено по ст. 111, ч. 2 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений»)[46].

12 сентября 2009 года в Казани на стадионе во время матча «Рубин» (Казань) — «Сатурн» (Раменское) футбольные фанаты правых взглядов напали на группу болельщиков-антифашистов, отказавшихся скандировать правые лозунги и пытавшихся перейти в другой сектор. При этой попытке антифашисты были задержаны милицией и избиты, несколько человек задержано[47].

С того же 2004 года стали фиксироваться случаи демонстрации расизма со стороны футбольных фанатов — в основном по отношению к темнокожим игрокам и во время матчей, но не только.

Так, в марте 2004 года сразу после первого же своего матча в России был атакован темнокожий защитник московского «Динамо» Паскаль Менди (из Сенегала). Сам Менди описал инцидент так: «Мне повезло, что я быстрый. Я от них убежал»[48].

В конце сентября 2004 года в Хабаровске во время матча между хабаровским клубом «СКА-Энергия» и махачкалинским клубом «Анжи» фанаты «СКА-Энергии» подняли на трибунах баннер «Чурки — в печь!»[49].

В начале июня 2005 года корреспондент газеты «Спорт-Экспресс» Александр Просветов стал свидетелем того, как фанаты, направлявшиеся на футбольный матч в «Лужники», в вагоне поезда метро на перегоне к станции «Спортивная» стали показывать пальцами на темнокожую женщину и кричать «Смотрите, обезьяна!»[50]

13 июля 2005 года в городе Климовск (Московская область) на стадионе «Весна» во время матча между командами «Витязь» (Подольск) — «Рубин» (Казань) фанаты принялись выкрикивать в адрес чернокожего игрока «Держите банана!» и «Черномазых — в Африку!»[51].

27 августа 2005 года в Кургане на футбольном матче Чемпионата России (второй дивизион) между командами «Тобол» и «Нефтехимик» (Уфа) курганские фанаты скандировали с трибун расистские лозунги[52].

12 марта 2006 года в Москве во время матча на малой спортивной арене стадиона «Лужники» между командами «Москва» и «Торпедо» фанаты «Торпедо» неоднократно оскорбляли выкриками расистского характера темнокожих футболистов, игравших за «Москву». В частности, фанаты «Торпедо» встречали каждое игровое действие защитника «Москвы» Жерри-Кристиана Тчуйсе уханьем, имитирующим крики обезьяны. Генеральный менеджер «Москвы» Юрий Белоус был вынужден обратиться в руководство Российского футбольного союза (РФС) с заявлением о недопустимости подобных инцидентов[53].

14 мая 2006 года в Москве на стадионе «Торпедо» во время матча «Торпедо» — «Локомотив» (Москва) были зафиксированы многочисленные оскорбительные расистские выкрики со стороны фанатов «Торпедо» в адрес игроков «Локомотива». Особенно настойчивой травле подвергался игрок «Локомотива» Драман Траоре, которого фанаты «Торпедо» постоянно «приветствовали» не только расистскими выкриками, но и уханьем. Это было зафиксировано в протоколе, отправленном в РФС. Президент РФС Виталий Мутко пригрозил санкциями в адрес «Торпедо» в случае повторения подобных инцидентов[54].

8 августа 2006 года стало известно, что темнокожий игрок московского «Локомотива» камерунец Стефан-Андре Бикей решил покинуть команду и уехать в Англию, не выдержав постоянно расистской травли[55].

6 августа 2006 года в Санкт-Петербурге во время матча «Зенит» — «Шинник» фанаты «Зенита» встречали расистскими выкриками темнокожего игрока «Шинника» бразильца Леилтона (Лейутона Силву дус Сантуса), а 20 августа того же года там же, во время матча «Зенит» — «Сатурн» — темнокожего игрока «Сатурна» Баффура Гьяна (уроженца Ганы)[56].

22 октября 2006 года в Санкт-Петербурге во время футбольного матча «Зенит» — «Локомотив» (Москва) фанаты «Зенита» неоднократно оскорбляли расистскими выкриками темнокожего полузащитника «Локомотива» Лари Кингстона. Остроту ситуации добавило то, что, по утверждению Кингстона, и форвард «Зенита» Андрей Аршавин оскорбил его, обозвав «обезьяной» (что, впрочем, Аршавин отрицал)[57].

8 ноября 2006 года в Раменском (Московская область) во время матча «Сатурн» — «Спартак» (Москва) произошел громкий инцидент расистского характера. Фанаты «Спартака» преследовали форварда «Сатурна» Баффура Гьяна уханьем и улюлюканьем. Не сдержавшись, Б. Гьян показал спартаковским фанатам неприличный жест. По требованию капитана «Спартака» Егора Титова арбитр показал Гьяну желтую карточку, что привело к удалению форварда с поля (карточка оказалась второй). В тот же день клуб «Сатурн» обратился с открытым письмом к президенту РФС В. Мутко и президенту Российской футбольной премьер-лиги Евгению Гинеру в связи с данным инцидентом