В лучших чувствах

Закон о защите прав верующих спровоцирует распри и понизит градус протеста.

На прошлой неделе в Госдуму был внесен проект поправок в Уголовный кодекс, согласно которым «осквернение объектов религиозного почитания и мест совершения богослужения» будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до пяти лет. Чуть менее суровое наказание (штраф до 300 тысяч и срок до 3 лет) предусмотрено для тех, кто решится на «публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан».

Поддержали законопроект, что характерно, не только единоросcы, но и все три «оппозиционные» фракции.

Лидер одной из них, глава «Справедливой России» Николай Левичев, и вовсе принимал непосредственное участие в разработке поправок. Все это должно обозначить своеобразный водораздел между несистемной и системной оппозицией, который начал было исчезать из-за активности депутатов Гудковых и Ильи Пономарев, и из-за мартовского демарша Геннадия Зюганова, отказавшегося признать победу Путина.

Теперь граница между уличной и парламентской оппозицией вновь восстановлена. Пока лидеры первой Борис Немцов и Алексей Навальный защищают Pussy Riot, «оппозиционеры в депутатских креслах» придумывают, как бы построже наказать тех, кто захочет последовать примеру панк-группы. В то время как белые ленты в глазах многих из символа борьбы за честные выборы постепенно превращаются в знак антицерковных убеждений, оппозиционные фракции, забыв о разногласиях с единороссами, единодушно встают на защиту «многовековых духовно-нравственных основ России».

Случайность это или нет, но незадолго до заявления «О защите религиозных чувств граждан России», принятого Госдумой, и внесения законопроекта, преследующего аналогичную цель, главой комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ был назначен Владислав Сурков.Задачей Суркова стало «нивелировать негатив вокруг Русской православной церкви, накопившийся за последние месяцы». И в ее решении бывший «серый кардинал» российской политики остался верен своим принципам. Вот только православие в число этих принципов не входит. Оно вообще меньше всего волнует «уважаемого земляка Рамзана Кадырова».

Действительно, сложно придумать, что может дискредитировать РПЦ сильнее, чем введение наказаний «за оскорбление религиозных чувств».

Госдума еще не успела рассмотреть соответствующие поправки во втором чтении, а в Ростове-на-Дону группа православных активистов уже требует запретить показ мюзикла «Иисус Христос — Суперзвезда», потому что он их «оскорбляет». Ростовская епархия в панике от них открещивается: по словам протоиерея Даниила Авизова, главы информационного отдела епархии, «это всего лишь частное мнение 18–20 людей, которое не отражает позицию церкви».

Но разве кто-нибудь услышит слова протоиерея? У всех в головах так и останется: «Православные требовали запретить мюзикл». Кто знает, может быть, другие активисты в поисках дешевой известности заявят в прокуратуру на пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде»? Да и образ Иисуса в «Мастере и Маргарите» Булгакова тоже способен оскорбить чьи-то религиозные чувства. Короче говоря, новый закон породит целую волну исков и заявлений со стороны «оскорбленных». И каждый раз представителям РПЦ придется убеждать общественность: «Нет, мы к этому безумию отношения не имеем».

Кроме того, двусмысленные запреты заведомо провоцируют на то, чтобы их нарушать. Дизайнер Артемий Лебедев и руководитель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров уже провозгласили со страниц своих блогов: «На *** Бога». Разумеется, немедленно нашлись православные активисты, в ответ заявившие о своих оскорбленных религиозных чувствах. В общем, судя по всему, в ближайшее время мы станем свидетелями беспрерывного сериала на религиозную тему: в одной серии кто-то «оскорбил», в другой — кто-то «оскорбился». И так до бесконечности.

Именно этого и добивается власть: вместо того, чтобы думать о политике, наиболее активная часть общества погрязнет в религиозных дрязгах.

Собственно говоря, в истории с Pussy Riot так уже и произошло. Как отметила правозащитница Людмила Алекссева, «сознательное раздувание ажиотажа вокруг Pussy Riot сверху» было необходимо, чтобы «мы поменьше думали о судьбе арестованных участников митинга 6 мая». И дело тут даже не в «узниках Болотной», а в том, что из-за всего этого скандала с «осквернением мест совершения богослужений» протестное движение начало забывать о борьбе с Путиным и сосредоточилось на борьбе с «клерикалами».

Чтобы отвлечь внимание от собственных ошибок и преступлений, Кремль совершенно цинично выставляет РПЦ в качестве куклы для битья, все время подливая масла в огонь антицерковного недовольства. В августе за правонарушение, заслуживающее пятнадцати суток ареста, дают два года тюрьмы, в сентябре за аналогичные правонарушения предлагают сажать уже на 5 лет и заодно карать всех, кто осмелится посягать на «религиозные убеждения». Карает государство, церковь молчит или невнятно оправдывается. В итоге достается именно церкви, а в Кремле радостно наблюдают, как православные и оппозиционные активисты выдирают друг другу волосы.

Еще недавно ситуация была иная: в конце января протоиерей Всеволод Чаплин встречался с Алексеем Навальным. «Это думающий человек, способный к диалогу», — сказал протоиерей про Навального. Сейчас эту встречу уже нельзя себе представить. Оппозиция утратила возможность диалога с РПЦ, а руководству РПЦ остался только один выход — окончательно раствориться в объятиях «Единой России». Кстати сказать, в 2004 году, единороссы, составлявшие большинство в Думе IV созыва, голосовали против законопроекта, предусматривающего уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств (его внес депутат Александр Чуев из фракции «Родина»).

В 2004-м протестные настроения практически не ощущались. Но спустя 8 лет, когда властям понадобилось столкнуть церковь и оппозицию, «Единая Россия» вдруг вспомнила о чувствах верующих, предложив фактически аналогичные поправки в Уголовный кодекс (Чуев предлагал карать оскорбление религиозных чувств четырьмя годами тюрьмы). Уверен: если завтра власть захочет перессорить оппозиционеров, например, с защитниками природы, то она посадит на пару лет какого-нибудь мальчугана за сорванный краснокнижный цветок. Ну и примет парочку безумных природоохранных законов.

Если все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото, то все, к чему в нашей стране прикасается власть, включая и религиозные чувства, превращается в другое вещество. К сожалению, именно в церкви это понимают хуже всего.

Руководство РПЦ почему-то думает, что навязчивая поддержка со стороны государства сделает православие сильнее. Нет, все происходит ровно наоборот,

как в той сказке о мужике и медведе. Медведь взялся отгонять от мужика комаров и разбил ему лоб. Это же сейчас случилось и с РПЦ. Власть взялась охранять церковь от трех девочек из Pussy Riot и разбила все миссионерские планы патриарха Кирилла.

Сейчас в это сложно поверить, но, когда патриарх Кирилл возглавил РПЦ, многие говорили: «Вот наконец-то пришел иерарх, который умеет находить общий язык с интеллигенцией и молодежью». Многие тогда грезили «православными рок-концертами» и проповедями на стадионах. Многие думали, что теперь-то уж православие перестанет быть достоянием дремучих личностей и найдет путь к сердцу образованных горожан. Но теперь все эти надежды разбиты. Самая образованная и активная прослойка населения, те, кто составлял основу массового протеста, больше не верят РПЦ.

Красноречивый итог трехлетней миссионерской деятельности патриарха 28 сентября подвела студентка в цветной балаклаве Pussy Riot, которая сидела в первом ряду аудитории МГУ, где глава РПЦ, только что получивший звание почетного профессора, читал лекцию. Студентов на эту лекцию, как выяснилось, сгоняли в административном порядке. Аудитория была полна. Девушка в первом ряду сидела и молчала. Патриарх старался на нее не смотреть. Наверное, ему казалось, что все в полном порядке.