Эксперты: ближайшее будущее Шереметьево и Домодедово

Правительство России приступило к обсуждению возможного перехода компании «Аэрофлот» из «Шереметьево» в другой московский аэропорт «Домодедово». Нынешним летом «Шереметьево» может столкнуться с проблемами — из-за перевода туда правительственного авиаотряда.

Первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов провел совещание по проблемам развития московского авиационного узла. Как сообщает газета «Коммерсант», в основном дискуссия свелась к теме возможного перебазирования крупнейшего российского авиаперевозчика — компании «Аэрофлот» — из «Шереметьево» в «Домодедово».

Передислокация «Аэрофлота», согласно планам его руководства, может состояться только после строительства в «Домодедово» третьей взлетно-посадочной полосы. Летом 2010 года аналогичный проект был разработан для государственного «Шереметьево», однако его конкуренты все-таки отстояли бюджетное финансирование — по крайней мере, проектных работ.

Возможный уход «Аэрофлота» из нынешнего аэропорта базирования, где он, в том числе, является контролирующим владельцем терминала D, станет не самым приятным событием для «Шереметьево». Однако уже с 15 апреля аэропорт и его пассажиры столкнутся еще с одной проблемой, связанной с временным переводом туда из «Внуково» правительственного авиаотряда. Говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:

— В действующих нормах обеспечения безопасности правительственных полетов есть существенное требование по закрытию воздушного пространства и перед вылетом такого самолета, и после его вылета. На мой взгляд, это довольно устаревшая норма, и было бы логичным ее пересмотреть. Но, тем не менее, в силу этой нормы прилет или вылет любого литерного рейса приводит к тому, что аэропорт заметное время (десятки минут — а это для аэропорта очень много) будет закрыт, — сказал Алексей Синицкий.

Уже сейчас авиакомпании, выполняющие рейсы из аэропорта «Шереметьево» приступили к вынужденной корректировке своих планов полетов на предстоящие летние месяцы. О точных изменениях в их расписаниях пока не объявлено, но они, по мнению экспертов, безусловно, будут. Говорит генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

— Это, несомненно, осложнит работу аэропорта, но, на мой взгляд, не принципиально. Скорее всего, оттуда уберут большую часть чартеров. «Внуково» вполне эффективно справлялось с этой задачей, поэтому, на мой взгляд, если передача такого опыта произойдет более или менее эффективно, то и «Шереметьево» справится. Но хотя, конечно, определенные затруднения возникнут, — считает Борис Рыбак.

В том, что перевод правительственных авиарейсов в «Шереметьево» заставит постесниться базирующиеся там авиакомпании, уверен и Алексей Синицкий. В этих условиях, по его словам, пострадают и рядовые пассажиры, пользующиеся этим аэропортом:

— Все это приводит к двум последствиям. Во-первых, в целом снижается пропускная способность аэропорта, поскольку определенное время он фактически не работает, а обслуживает только один рейс. А во-вторых, авиакомпании, летающие по расписанию, попадают в ситуацию, как будто бы им перегородили дорогу. Как следствие, у них происходят сбои в расписании.

Можно, конечно, разгружать аэропорт и переводить чартерные рейсы на ночное время, когда правительственный отряд, хочется надеяться, летать не будет. Второй вариант действий — перейти в другой аэропорт при наличии у авиакомпаний таких возможностей. Но это не так легко сделать, — считает Алексей Синицкий.

Уже сейчас, как подтверждает газета «Коммерсант» некоторые авиакомпании, базирующиеся в «Шереметьево», приняли решение о переводе части своих рейсов в аэропорт «Домодедово». Вероятно, что после отмены спецрежима они вернут их обратно. Однако планы «Аэрофлота куда более глобальны, и они уже дошли до правительства. Борис Рыбак продолжает:

— «Аэрофлот» — компания влиятельная, и планы ее нового менеджмента грандиозные. Мы слышали заявление о том, что «Аэрофлот» в обозримой исторической перспективе должен стать одним из европейских лидеров. Поэтому правительство внимательно смотрит за тем, как компания развивается. Оно уже передало «Аэрофлоту» активы шести других компаний, где есть государственная доля. Поэтому все вопросы стратегического развития «Аэрофлота» действительно решаются на самом высоком уровне, — подчеркнул Борис Рыбак.

Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий уверен, что с точки зрения перспектив развития аэропорт «Домодедово» находится в более выигрышном положении, чем «Шереметьево». Однако возможная передислокация туда «Аэрофлота», по его словам, будет непростой:

— В глобальном смысле «Аэрофлоту» было бы в принципе лучше базироваться в «Домодедово». Но с другой стороны, такой переход чрезвычайно сложен и дорог — надо учитывать, что аэропорты находятся на разных сторонах Москвы. Несколько лет назад компания «Трансаэро», имевшая гораздо меньшие масштабы, при перебазировании столкнулась с существенными проблемами, в частности, с персоналом. Так и «Аэрофлоту» половину сотрудников, а может быть, и больше, придется менять — люди просто не смогут ездить на работу, — считает Алексей Синицкий.

Впрочем, как полагает генеральный директор компании «Инфомост» Борис Рыбак, об этом «Аэрофлоту» пока беспокоиться рано, поскольку вопрос о будущем месте его базирования сейчас только обсуждается:

— Наверное, о какой-то перспективе этого проекта пока говорить рано, идея находится в самой начальной фазе рассмотрения. Но другие компании все-таки переходят из аэропорта в аэропорт — ничего здесь сверхъестественного нет, хотя с точки логистики этот процесс достаточно сложный. С другой стороны, вероятно, таким образом менеджмент «Аэрофлота» пытается воздействовать на менеджмент «Шереметьева», с которым, как известно, отношения у него не очень складываются. Но пока, как мне кажется, это все еще в очень зачаточном состоянии, — считает Борис Рыбак.

10 марта на заседании правительственной комиссии, как сообщает газета «Коммерсант», никаких принципиальных решений по поводу идей «Аэрофлота» принято не было. Ожидается, что обсуждение этой темы, как и других вопросов развития московского авиационного узла, будет продолжено в марте уже при участии премьера Владимира Путина.