Последние эсминцы Советского Союза — проект 956

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» — эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанической зоне.

Вырисовались основные боевые задачи перед ВМФ СССР:
— охрана стратегических ракетных подлодок;
— поиск и обнаружение подлодок противника;
-готовность уничтожить подводные корабли противника;
— разведывательные действия в отношении основных надводных группировок противника (АУГ);
— обнаружение коммуникаций противника;
— готовность боевого применения на потенциальных морских театрах;
— проведение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты выполнения данных задач:
— соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
— массовое создание противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-КБ подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения — ПКР. Всем становится понятным, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения — требовались эскадренные миноносцы.

Начало истории эскадренных эсминцев проекта 956 — Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ — БПК должна была превзойти по эффективности (теоритически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину — 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
— наличие площадки для вертолета типа Ка-252;
— установка ЗРК «Ураган»;
— пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);
— артустановки АК-130;
— установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов — их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта — 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956
1.11.1973 года — официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость — более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года — ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 встали в строй ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990 годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца — 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование
У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса — низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 — единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного исполнения. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой — два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64» дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3 дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца — очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат — электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирный и военный час составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:
— ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за ВВП вертолета. Боекомплект — 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК — 6 радиопрожекторов для подсвета целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР — до 0.96/0.86;

— Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 — многоканальная МР-184, в состав которой входит двух диапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выс/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас — 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.
— Арткомплекс АК-630М — зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея — две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выс/мин. Боезапас арткомплекса — 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» — 0.4 -1.0.
— ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 блоков счетверенных пусковых. Боезапас — 8 КР. Дальность поражения — 120 километров. Скорость — до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ — 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения — 0.94-0.99;

— РБУ -1000 — противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.
— 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.
— РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.
— КА-27ПЛ/КА-25ПЛ — авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле выполнена ВПП (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
— 21-КМ — салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:
-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
— систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ.
— комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
— ГАК «Платина-С» — станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля — ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
— станция МГ-7 — станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:
— МП-401 — комплекс РТР;
— МП-407 — станция постановки РЭП активного типа;
— ПК-2М — комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
— СУ «Смета» — система управления ПК-2М
— с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М — комплекс с 4/8 122мм десятиствольными ПУ ложных целей;
— СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 — 22 единицы:
— списаны корабли: Отчаянный, Современный, Отличный, Окрыленный, Безупречный, Расторопный, Боевой, Безудержный/Гремящий.
— проданы КНР: Важный/Екатеринбург/ХАНЬЧЖОУ, Вдумчивый/Александр Невский/ ФУЧЖОУ, Внушительный/ ТАЙЧЖОУ, Вечный/НИНБО.
— утилизация: Осмотрительный, Стойкий, Внушительный.
— недостроенный: Внушительный.

В составе ВМФ России:
— КТОФ -Бурный (ремонт), Быстрый, Безбоязненный(резерв)
— КСФ — Адмирал Ушаков.
— ДКБФ — Беспокойный (резерв), Московский комсомолец/Настойчивый.
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год — 3 единицы
Основные характеристики:
— водоизмещение стандарт/полное/макс — 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;
— длина ватерлиния/макс — 145/156.5 метра
— ширина ватерлиния/макс — 16.8/17.2 метра;
— осадка средняя/макс — 5.9/8.2 метра;
— автономное плавание до 30 дней;
— дополнительные плавсредства — командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.