Финляндия отобрала у россиянки четверых детей

Очередной конфликт русской матери с финскими социальными службами произошел из-за того, что шестилетняя девочка рассказала в школе, что папа якобы хлопнул ее по попе. В итоге из семьи россиянки забрали не только школьницу, но и еще троих детей. В том числе — младенца, которому всего неделя. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов уже отреагировал на это сообщение.

Сотрудники социальной службы Финляндии отобрали четверых детей у гражданки России Анастасии Завгородней, проживающей в финском городе Вантаа, сообщил в субботу финский правозащитник Йохан Бекман.

«Папа хлопнул по попе»

«Детей изъяли из-за того, что шестилетняя дочка Вероника сказала в школе, что папа хлопнул ее по попе», — пояснил Бекман РИА «Новости».

По словам правозащитника, учительница Вероники после этого заявила социальной службе о якобы имевшем место избиении детей. И около трех недель назад финская полиция забрала из этой семьи Веронику и двухлетних двойняшек. А в пятницу у россиянки забрали еще и новорожденную дочь, которой исполнилась всего неделя. Всех детей поместили в социальный приют.

«Родители изъятых детей живут в браке, но у них ничего не спросили», — сообщила об этой ситуации активист международного движения «Русские матери» Римма Салонен, которая и сама до сих пор борется с финскими властями за право воспитывать сына, передает «Интерфакс».

Сообщается, что шестилетнюю дочку и двухлетних двойняшек Анастасии Завгородней финская полиция изъяла из семьи еще 7 сентября. Саму женщину, которая была на последних сроках беременности, тогда арестовали.

«Родившийся ребенок, не имеющий пока никакого гражданства, в пятницу также был изъят в возрасте одной недели. Сейчас мать намерена просить помощи у российского уполномоченного по правам детей Павла Астахова», — сказала Салонен.

По ее данным, мама и папа живут в счастливом браке и отрицают все обвинения учительницы своей дочки.

«Никаких обвинений родителям не предъявляли, никаких объяснений не дали, никаких оснований для изъятия детей нет. Им также сказали, что возвращения детей они в любом случае будут ждать долго, поскольку в суде очереди на полгода», — отметила Салонен.

«Мать однажды шлепнула его»

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, это дело – далеко не единственное, где в центре конфликта оказались дети из смешанных русско-финских семей.

Особое внимание к этой проблеме возникло несколько лет назад, после того, как в 2008 году россиянка Римма Салонен уехала с сыном Антоном из Финляндии в Россию. А через год, 12 апреля 2009 года отец мальчика – финн Пааво Салонен – при содействии дипломатов своей страны тайно вывез ребенка в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля, что привело к крупному скандалу между двумя странами. Римма Салонен несколько лет ходит по финским судам в надежде отсудить ребенка, но суд неизменно принимает сторону его финского отца. Вдобавок, из-за «похищения» своего сына она сама едва не оказалась в местной тюрьме.

Газета ВЗГЛЯД также неоднократно сообщала о «деле семьи Рантала», семье Путконен и других. Русские матери, столкнувшиеся с финскими социальными службами, называют происходящее не иначе, чем политикой геноцида по отношению к ним. Но из соседней страны приходят все новые сообщения об изъятиях детей.

Российское государство в лице и министра иностранных дел Сергея Лаврова и, особенно, детского уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, неоднократно выражало свою обеспокоенность происходящим. Астахов также заявлял о необходимости заключения специального соглашения между Россией и Финляндией, которое позволило бы регулировать сложные семейные конфликты в смешанных семьях. Однако финны считают, что в таком соглашении нет необходимости.

Нельзя не отметить также, что «дело Завгородней» едва ли не полностью повторяет начало «дела Рантала». Напомним, несколько лет назад у россиянки Инги Рантала и ее финского мужа финские органы опеки забрали в приют сына Роберта. Основанием для этого тоже был разговор сына с учительницей в школе. И там также фигурировал некий «шлепок» во время подготовки домашнего задания вместе с ребенком. В итоге мальчика забрали, а Ингу обвинили в рукоприкладстве.

Потом Антон сбежал из приюта к маме и папе. А семья Рантала некоторое время в буквальном смысле держала оборону дома от финских социальных служб, специально пригласив туда побольше корреспондентов, чтобы ребенка не смогли забрать без суда и следствия.

Затем с помощью российского уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова семье Рантала удалось помириться с местными органами опеки. Однако вскоре финская прокуратура вновь обвинила россиянку в избиении сына (в рамках того же, старого случая – прим. ВЗГЛЯД). И семья Рантала была вынуждена в полном составе переехать в Россию. Сейчас они живут в Петербурге, в том числе, и финский отец мальчика. А Инга координирует работу «Русских матерей» в этом городе.

А у россиянки Анны Меткусисто, как сообщали российские СМИ, четверых детей отобрали за то, что их семья соблюдала православный пост. Финские социальные работники узнали об этом после того, как дети отказались от школьного обеда.

Можно вспомнить и другие, еще более курьезные основания для изъятия детей. Так, по словам Валентины Путконен, ее дочку забрали за отказ мамы разрешить ребенку есть сладкое перед едой.

«Около пяти месяцев назад дочка пришла после школы домой, и пока я готовила обед, взялась за конфеты. Я запретила ей сладкое перед едой, и повела за руку в ванную мыть руки после конфет. Юлия позвонила отцу, с которым мы находимся в натянутых отношениях, и который добивается передачи ему прав на ребенка. Тот посоветовал дочке позвонить в Союз защиты детей и меня тут же обвинили в насилии над ребенком и забрали дочь в приют», — рассказывала Путконен.

В свете того, что и в России предлагается ввести ювенальную юстицию, глядя на финский опыт, наверное, стоит еще раз хорошенько об этом подумать.

«Опасный ювенальный конвейер»

На ситуацию с семьей Завгородней уже отреагировал главный детский омбудсмен России Павел Астахов:

«Трагедии семьи Салонен, Рантала, Завгородних множатся в Финляндии из-за крайне агрессивных и нецивилизованных действий финских соцслужб…» — написал он в субботу на своей официальной страничке в Twitter.

По мнению Астахова, «финская система защиты детей все чаще используется для разрушения семьи, дети изымаются без суда по первому подозрению». При этом их система защиты детей не предлагает альтернативы в кризисных семейных ситуациях.

«Изъятие детей — опасный ювенальный конвейер», — полагает он.

А в интервью «Эхо Москвы» омбудсмен признался, что последний случай является «продолжением ряда преследований русских родителей финнами».

«Мы фиксируем предвзятое отношение к русскоязычным семьям уже на протяжении нескольких лет, и те дела, которыми мы уже занимались, подтверждают это», — сказал он.

По словам Астахова, ситуация с Завгородней может омрачить предстоящую встречу России и Финляндии на высшем уровне, которая пройдет в ноябре.