Удмуртская ошибка Жириновского

14 октября среди прочих регионов выборы в законодательный орган субъекта Федерации пройдут в Удмуртской республики. Размеренный ход избирательной кампании, традиционный для национальных республик, в Удмуртии нарушен несколькими интригами.

Первая из них связана с участием внепарламентских партий. Осенние выборы — первые, в которых принимают участие вновь созданные партии. В Удмуртии к выборам допущены «Коммунисты России», «Российская экологическая партия зеленых», «Демократическая партия России», «Альянс Зеленых — Народная партия» и «Города России». Впрочем, пока они никоим образом себя не проявили, так что их участие можно считать формальным.

Зато довольно активно ведет свою кампанию удмуртское отделение «Патриотов России». Ее на этих выборах возглавили редактор газеты «День» Сергей Щукин и его заместитель Андрей Коновал, один из самых известных и критически настроенных по отношению к республиканской власти блогер. Оба входят в число лидеров протестного движения, активизировавшегося в последние два года. Поэтому результаты «Патриотов» будут показательны в плане перспектив электорального участия представителей внесистемной оппозиции.

Другая интрига связана с высокой активностью ЛДПР, которая раньше всех и фактически единственная из всех парламентских партий ведет свою избирательную кампанию. Идеологией ЛДПР стала борьба с коррупцией, сформулированная в слогане «Против воров». В общем-то, ничего необычного в этом нет — за исключением того, что, как достаточно много писали СМИ, лидер регионального отделения ЛДПР и депутат Государственной думы Андрей Маркин сам долгое время имел тесные связи с людьми, прошедшим «криминальные университеты». Таким образом, пока в Госдуме набирает ход борьба против использования депутатами своих полномочий в целях продвижения бизнеса, депутатские кресла занимают политики, представлявшие, вероятно, интересы криминальных структур.

На выборах в Госдуму 2011 года Маркин сумел обеспечить себе проходное место в ЛДПР и получил мандат. Сделать это ему удалось по нескольким причинам. Во-первых, судя по всему, Маркин выбрал грамотную линию политического поведения, главный принцип которой — быть незаметным. Кампания ЛДПР в Удмуртии в 2011 году проходила точно так же, как и в других регионах, то есть ставка была сделана на раскрутку лидера партии Владимира Жириновского. Видимо, в тени партийного лидера Маркина никто не разглядел. А во-вторых, федеральные структуры, вычищая из партийных списков нежелательные фамилии, были больше заняты «Правым делом» и одиозным Евгением Ройзманом. Скромный Маркин просто затерялся на фоне громких событий.

В 2012 году ситуация резко изменилась. Кампания ЛДПР стала проходить совершенно в ином ключе — активно и агрессивно. Основной слоган ЛДПР «Против воров» в сочетании с обвинением в коррупции в рядах республиканской власти направлен на привлечение протестного электората, который не станет голосовать за партию власти.

Возникает абсурдная ситуация, которая с трудом укладывается в рамки создаваемой в 2000-е политической системы: партийные лидеры, уличенные в связях с криминальными структурами, начинают обвинять в воровстве действующую власть. Фактически речь идет о создании прецедента репутационной реабилитации людей с сомнительным прошлым и новой волне их похода во власть. Успешный исход кампании в Удмуртии может стать сигналом для таких людей, что можно заново начать сотрудничество с ЛДПР, как это было в 1990-е.

Еще один серьезный риск связан с предстоящими в 2013 году выборами президента Удмуртии. Сам Маркин на нынешних выборах не вошел в основную часть списка, поскольку мандат депутата Госсовета ему не очень-то и нужен. Вместо этого он в качестве поддержки скромно идет в составе Якшур-Бодьинской районной группе №44, оставив проходное место в списке для Дмитрия Кулишова. Однако на предстоящих выборах президента другой кандидатуры, кроме Маркина, у ЛДПР нет. Понятно, что шансы Маркина не очень высоки, однако сам факт его участия и возможные торги с основным претендентом явно ничего хорошего не сулит.

Ситуация, сложившаяся в Удмуртии, свидетельствует о том, что в кадровой политике ЛДПР существуют серьезные изъяны. Несмотря на заявление Жириновского об отсутствии лиц с преступным прошлым в рядах партии, люди с неоднозначной репутацией в нее все же проникают. Весь вопрос в том, какой именно характер носит этот процесс — намеренный или случайный. В любом случае, похоже, что в Удмуртии Жириновский совершил ошибку