Как зарабатывают на православии

Московские скандалы вокруг Русской православной церкви мало сказываются на популярности «греческой веры» в российской провинции. Не то, чтобы люди стали больше верить, но идентификация — «русский, значит православный» — пока никуда не делась. На этой почве подзаработать пытаются не только представители самой церкви, но даже целые регионы, пытающиеся построить индустрию туризма вокруг древних монастырей. И на этом доходном пути у них есть лишь одно препятствие — аморфность местного населения.

Полдень рабочего дня. На главной площади Верхотурья — небольшого городка на севере Свердловской области — разворачивается ярмарка по случаю открытия здесь фестиваля туристических фильмов. Мимо брезентовых палаток, удивляясь товарам, прогуливаются, собравшиеся со всей страны и ближнего зарубежья, режиссеры, актеры, сценаристы и продюссеры. Кинодеятели сметают с прилавков все, вплоть до моркови, а особенно поражаясь маринованным кедровым орехам. Со скамейки, на почтительном расстоянии от ярмарки, за происходящим увлеченно наблюдает священник. В какой-то момент к нему приближается молодой человек с фотокамерой, которого батюшка не замечает. Парень успевает сделать несколько снимков, прежде чем опомнившийся священник резко закрывает свое лицо руками, и на сленге, близком к «фене», принимается отчитывать фотографа.

«Ты знаешь, кто я?», — со злостью спрашивает парня священник, и, получив отрицательный ответ, еще больше раззадоривается.

Проходящие мимо верхотурьинцы наблюдают за спором равнодушно, словно каждый день видят ругающихся священников. Жители семитысячного города, претендующего на статус духовного и туристического центра Урала, вообще весьма индефферентно относятся ко всему, что не касается их напрямую. И это внешнее безразличие, имеющее весьма глубокие корни, — главное препятствие на пути к созданию здесь туристического рая.

Город на реке Тура был основан в 1598 году во времена правления царя Федора Иоанновича, по его личному распоряжению. Верхотурье задумывалось как крепость для защиты от набегов манси, а также сбора пошлин за провозимые товары. По сути, город был своеобразной таможней, благодаря чему долгое время слыл одним из богатейших населенных пунктов, если не России, то уж Урала точно. Но после строительства объездных дорог и смещения экономических центров на юг Урала, где началась активная горная добыча и строились железоделательные заводы, Верхотурье приходит в упадок. Жизнь в населенном пункте долгое время тлела во много благодаря двум монастырям — мужскому и женскому, построенным, соответственно, в начале 17-го и 18-го веков. Примечательно, что подобная ситуация сохраняется и по сей день. Пожалуй, именно монастыри, возрожденные уже в постсоветское время, да исправительная колония, построенная еще при Советах, являются сейчас градообразующими предприятиями, поддерживающими экономику самого маленького города в Свердловской области. Только по официальным данным центра развития туризма Свердловской области, турпоток в Верхотурье и его окрестности в прошлом году составил порядка 40 тысяч человек. Не так уж и плохо для захолустного городка, чтобы добраться до которого необходимо приложить немало усилий. Впрочем, то, что на каждого верхотурьинца в среднем приходится 5-6 туристов, никак не сказывается на благополучии самих местных жителей. Да и города в целом.

«Пока в верхотурский бюджет прибыли от туризма нет, — жалуется глава городского округа Верхотурье Алексей Лиханов. — Хотя отдельные предприниматели от туризма прибыль имеют, а какие-то деньги, конечно, поступают в городскую казну от выплачиваемых ими налогов».

Но эта статья доходов вряд ли ощутима для городского бюджета. Предпринимателей, зарабатывающих на туризме тут раз-два и обчелся. В городе, куда ежегодно приезжают десятки тысяч туристов, есть всего три предприятия «общепита» (два кафе и пельменная) да один отель. Правда последний — весьма неплохого качества. Присутствуют на рынке еще монастырские гостиницы и столовые. И это, кстати, не единственный бизнес, которые тут ведут служители РПЦ. Например, такой важный для любого туристического города рынок, как торговля сувенирами, кажется, находится здесь в абсолютно монополии церковных лавок. Чтобы найти обычный магнитик с изображением верхотурских достопримечательностей, где-то кроме этих богоугодных магазинчиков, нужно изрядно потрудиться.

Разгадка такой инертности верхотурцев лежит на поверхности. Для местных жителей финансовая стабильность и социальный пакет, получаемые благодаря работе в испрпавительной колонии гораздо привлекательней частного предпринимательства, возможность заниматься которым дают нынешние «туристические объекты» — многовековые монастыри да церкви. Эту теорию подтверждает и директор верхотурского музея-заповедника Николай Новиченков, который объясняет отсутствие инициативности у земляков «гулаговским наследием». То, что жизнь многих горожан так или иначе связана с колонией, конечно же, наложило отпечаток на их менталитет, вторит Новиченкову глава Верхотурья Алексей Лиханов. Нынешний градоначальник сам проработал в системе исполнения наказаний в общей сложности более 27 лет. Из которых десять был начальником местной колонии. Ждать от жителей города, возглавляемого экс-полковником ГУФСИН, иной психологии, вряд ли стоит.

«Людям что важно? Чтобы были вода и тепло в домах», — философствует отставной офицер Лиханов. Размышляя о жизни в Верхотурье, он заметно осторожен в высказываниях, а потому от его ответов слегка веет пессимизмом.

Если в бюджет Верхотурья туризм денег не приносит, то в Екатеринбурге уже несколько лет пытаются подзаработать на потенциале «духовного центра». В областном центре разработана целая комплексная программа по развитию Верхотурья — «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». На ее финансирование в 2011-2015 годах должно быть выделено более 7,5 млрд рублей. Программа, стоит отметить, составлена весьма толково, и ее осуществление, безусловно, сделает Верхотурье вполне привлекательным региональным туристическим центром. Вот только не учтено в ней главное — менталитет местного населения, которое, кажется, будет всячески сопротивляться превращению его в обслугу турпотоков.

«Нужна не только инфраструктура, которая могла бы туристов принимать, но и чтобы население хотело на туризм работать», — подтверждает эту мысль директор музея Новиченков.

Конкурирует как туристический центр Верхотурье, конечно же, не со Средиземноморьем или побережьем Черного моря, и даже не с Питером или Москвой, а с «православными» городками Золотого кольца или с островом Валаам — популярным в последние годы «духовным» туристическим маршрутом. И первым, и второму населенный пункт на севере Урала сильно проигрывает прежде всего из-за удаленности. Самый близкий путь в Верхотурье (а может быть и единственный) лежит через Екатерибург, от которого, чтобы попасть в «духовный центр», придется несколько часов ехать на поезде или трястись в автобусе по не самым лучшим в России дорогам. Впрочем, людей, прежде всего православных паломников, это не останавливает. По данным центра развития туризма Свердловской области, в регионе сейчас есть 16 туристических компаний, которые отправляют туристов в Верхотурье и его окрестности.

Интересно, что организацией путешествий по святым местам занимается и паломнический отдел Екатеринбургской епархии, организовавший в 2011 году 24 поездки в Верхотурье, в которых побывало в общей сложности 480 паломников. Большинство туров — краткосрочные, всего на два-три дня. А среди жителей Свердловской области и соседних регионов весьма популярны и одноневные поездки «по святым местам». Это объясняется, во-первых, отсутствием инфраструктуры для долгосрочного пребывания в городе, а, во-вторых, тем, что обойти все местные достопримечательности можно и за один день. Кроме храмов и церквей смотреть в Верхотурье, по большому счету, не на что. Обычная провинциальная жизнь «двухэтажной России». За тем лишь исключением, что этажи эти могли быть построены в 19-м, а то и 18-м веках. А потому сами по себе потенциальная «золотая жила» туризма. Правда есть у этого и обратная сторона.

«Возможно, это и экзотика — жить в доме, построенном в 19-м веке, но когда у тебя сортир на улице — эта жизнь уже не кажется столь привлекательной», — рушит все иллюзии относительно прелести первозданного быта музейщик Новиченков.

По его мнению, верхотурцам прежде всего необходимо осознать, что они не просто очередная глухая провинция, пусть и дюже одухотворенная. Хотя православие для местного населения вообще не столько религия, сколько идентичность. Система опознания «свой-чужой». Возможно, поэтому в городе так мало кавказцев, и совсем нет привычных для российских городов азиатских гастарбайтеров. Не стоит здесь заводить разговор и о столичных скандалах, связанных с РПЦ. Священнослужители и паломники просто проигнорируют такие вопросы, а у жителей Верхотурья это может вызвать весьма нервную реакцию, поскольку наличие в городе православных святынь придает их быту хоть какую-то значимость.

Кстати, несмотря на обилие позолоченных куполов с крестами, в центре города можно наблюдать вполне языческие картины местной жизни: на главной площади Верхотурья рядом с деревянными чурами-витязями и идолами медведей безмятежно пощипывают травку коровы и быки. Жители города совсем не удивляются тому, что туристы с фотокамерами оказывают повышенное внимание полянке с парнокопытными, и называют пасущихся животных «местной достопримичательностью». Что, впрочем, недалеко от истины. Отчасти именно ради такого соприкосновения с совсем уж провинциальным, почти деревенским бытом, сюда и едут туристы и паломники. Пародоксально, но закатай разбитые верхотурские улицы в асфальт, понаставь везде кафе и гостиниц или завали город сувенирными лавками — он моментально потеряет большую часть своей средневековой привлекательности. Захолустная невинность да повышенная православность — именно тот товар, за которым сюда и едут люди.