Экономист прочит Путину внезапный конец

Рейтинг Владимира Путина обходится России все дороже, что чревато внезапным крахом системы, и увлеченному подавлением оппозиции Кремлю стоит задуматься над борьбой с коррупцией, пока не закончились деньги, полагает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Гуриев, совмещающий работу в открытом правительстве Дмитрия Медведева с финансированием оппозиции, сказал на Саммите Рейтер, что замедляющийся экономический рост можно подстегнуть назревшими структурными реформами, но их вероятность минимальна при текущих ценах на нефть.

«Власть популярна, потому что она тратит все больше и больше денег», — сказал экономист.

«Власти понимают, что им нужно постоянно наращивать расходы. Поэтому, я думаю, Путин и отчитал правительство за проект бюджета. Но пространство для маневра сужается — еще пять лет назад бюджет сводился в ноль при нефти по $50-55 за баррель, сейчас это около $100. Почему? Потому что власть теряет популярность».

«Я просто не вижу, как без роста цены на нефть Путин сможет свести концы с концами. Ему нужно поддерживать популярность среди собственных друзей, среди московского среднего класса, среди остальных избирателей».

Путин вернулся в Кремль на третий срок на фоне охвативших Москву массовых протестов против фальсификаций на выборах. За день до его инаугурации многотысячное согласованное шествие обернулось столкновениями с полицией и было разогнано.

Гуриев полагает, что Москву Путину уже не вернуть — ни деньгами, ни репрессиями.

«Эти люди больше не будут его поддерживать. Он дает им все больше денег, а они его все больше ненавидят. Что можно с ними сделать? Чем богаче они становятся, тем больше ценят достоинство, прозрачность, подотчетность власти. Но народ и за пределами Москвы, мне кажется, тоже теряет терпение. И если бы Путина это не волновало, в Думе не было бы репрессивных законов».

«Если посмотреть на последние политические события, все эти законы, которые Дума принимает, — это признак определенной паники во власти. Они не знают, что делать… Это показывает, что оппозиция делает что-то правильное. Второе, репрессивные законы, которые приняла Госдума, оппозицию не напугали», — сказал Гуриев.

«ЛЮДИ В ДОЛЕ»

Обе проблемы — нехватку денег и рост недовольства — Путин может решить разом, если возьмется за борьбу с коррупцией, уверен Гуриев.

«Коррупция — важная объединяющая тема для оппозиции. Оппозиция чрезвычайно разрознена,.. и единственное, что ее объединяет — это борьба с коррупцией. Если Путин будет успешно бороться с коррупцией — оппозиция уйдет, будет очень слабой. Если Путин не будет бороться с коррупцией — уйдет он, и проблемой займутся уже другие руководители», — сказал он.

Гуриев участвовал в подготовке не одной программы реформ для власти. Он говорит, что многие его коллеги потеряли надежду быть услышанными и отказались идти в открытое правительство Медведева.

«Этот режим очень персонифицирован, Путин играет очень важную роль. Нужно понять, верит ли он доктору, который советует ему отказаться от вредных привычек. И даже если он верит доктору, надо понять, сколько он хочет прожить — пять, десять, двадцать лет».

Гуриев называет себя «оптимистом» и говорит, что во власти есть люди честные и готовые к переменам, но не они принимают решения.

«Я много общаюсь с бизнесменами в различных аудиториях, и они говорят, что не верят в желание и готовность власти бороться с коррупцией. И я думаю, что вероятность сценария, при котором Путин и Медведев будут бороться с коррупцией, очень низка».

«Это все те же люди, многие из них в доле, крайне коррумпированы, они не хотят перемен», — описал экономист консервативную часть правящей верхушки и предупредил, что вечно это продолжаться не может.

«Люди те же, но обратный отсчет уже пошел. Правда, мы не знаем, что происходит в голове Путина, осознает ли он это. Верит ли он в то, что протесты настоящие и представляют реальную угрозу. Однако в его окружении все больше тех, кого это волнует».

В ЛЮБОЙ МОМЕНТ

При нынешних ценах на нефть в районе $100 за баррель для реформ потребуется политическая воля: пожарных поводов для перестройки нет, считает Гуриев.

«Экономический рост замедляется. Если цена на нефть не изменится, скорее всего, на следующий год прогноз роста ВВП будет в районе трех процентов», — поделился он ожиданиями сползания России в стагнацию.

«Да, рост замедляется, но никакого кризиса, никакой катастрофы при нынешних ценах на нефть не предвидится. Я лишь надеюсь, что политические изменения и реформы — с Путиным или без — произойдут до того, как у России закончатся деньги».

По подсчетам Гуриева, если цены на нефть упадут до $60 за баррель, российские власти потратят накопленные резервы за год, а занимать будет уже поздно. Брать в долг заранее на хороших условиях, как советуют некоторые финансисты, Гуриев считает невыполнимой задачей:

«Россия слишком велика для рынков. Конечно, макроэкономическая позиция у нее сильная, но выйти и занять $200 миллиардов очень трудно — рынки такую сумму просто не переварят».

Тревожным сигналом для властей должен быть отток капитала, который свидетельствует скорее об ожиданиях скорых потрясений, чем о плохом бизнес-климате — инвесторы уживаются и в худших условиях.

«Что касается инвестиционного климата, отток капитала — очень четкий индикатор того, что дела плохи. Инвесторов беспокоит политическая нестабильность. Они опасаются, что переходный период будет болезненным и чреват для них потерями», — сказал Гуриев.

Он разделяет их сомнения в устойчивости построенной Путиным за 13 лет системы власти, несмотря на по-прежнему высокий рейтинг архитектора стабильности и хорошие макроэкономические показатели.

«Мы все пережили Советский Союз, который был навсегда — до тех пор, пока его не стало. За шесть лет до распада он был исключительно стабилен, а за два года до 1991 года никто не мог даже предположить, что его не станет», — вспоминает Гуриев.

«Такие системы меняются чрезвычайно быстро».