27 сентября 1925 года в Москве был арестован «король шпионажа»

27 сентября 1925 года в Москве сотрудниками Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) был задержан один из самых знаменитых британских разведчиков, «король шпионажа» — Сидней Джордж Рейли. Есть мнение, что именно он стал прототипом супершпиона Джеймса Бонда из романов Йена Флеминга. 5 ноября 1925 г. его расстреляли по приговору Революционного трибунала, вынесенному заочно еще в 1918 году. Перед смертью он дал признательные показания о подрывной деятельности против СССР, выдал известные ему данные об агентурной сети английской и американской разведок.

О жизни Сиднея Рейли и связанных с ним и его коллегами специальных операциях написано значительное книг и статей за границей и в России, снято несколько фильмов. Однако это до сих пор человек-загадка. Видимо, многое из его жизни мы не узнаем никогда. Его деятельность и её мотивы до сих пор имею огромную геополитическую важность – Рейли был на острие борьбы Западного мира против Русской цивилизации. Неизвестно даже точное место и время его рождения, есть только предположения. По общепринятой версии Рейли родился под именем Георгия Розенблюма в Одессе, 24 марта 1874 г. По другой версии Рейли был рождён 24 марта 1873 г. под именем Шломо (Соломон) Розенблюм в Херсонской губернии. По признанию Рейли, он принимал участие в молодежном революционном движении, был арестован. После освобождения Рейли отбыл в Южную Америку, жил во Франции, Англии. Сменив ряд специальностей, он в конце 19 столетия завербовался в британскую разведку. В 1897—1898 гг. Рейли работал в посольстве Англии в Санкт-Петербурге, действовал в заграничной организации революционеров «Общество друзей свободной России». Оказывал помощь японцам – Англия была союзником Японской империи, поддерживая Токио против Петербурга. Работал против России в 1905—1914 годах.

У него было несколько масок — антиквар, коллекционер, бизнесмен, помощник военно-морского атташе Великобритании и т. д.. Его страстью были женщины, с помощью них он решал сразу две задачи – получал деньги и информацию. Так, в Лондоне в самом начале шпионской карьеры у него был роман с писательницей Этель Войнич (автор романа «Овод»). Жизнь на широкую ногу требовала средств, и он женился на Маргарет Томас, престарелый муж которой до этого внезапно умер (есть версия, что потенциальный жених помог ему покинуть земной мир). При бракосочетании жених был записан как Зигмунд Георгиевич Розенблюм, а потом стал Сиднеем Джорджем Рейли. В начале 20 столетия молодожены жили в Персии, затем уехали в Китай. Осели в Порт-Артуре – в 1903 году Рейли под видом торговца строительным лесом вошёл в доверие русскому командованию, добыл план укреплений крепости и продал его японцам. Вскоре Маргарет и Рейли расстались – кутежи, многочисленные предательства и связи с другими женщинами, положили конец их союзу.

Ещё одной страстью и прикрытием Рейли была авиация. Он стал членом Санкт-Петербургского лётного клуба и был одним из организаторов перелета из Петербурга в Москву. В Великобритании Сидней Рейли поступил в Королевские военно-воздушные силы в звании лейтенанта.

Активную деятельность он развернул в России после октябрьского переворота 1917 года, в годы Гражданской войны. В начале 1918 года Рейли в составе союзной миссии направлен в Мурман и Архангельск. В феврале в составе союзнической миссии английского полковника Бойля он появился в Одессе. Рейли развил бурную деятельность по организации агентурной сети. Он хорошо обжился в Советской России, был постоянным гостем в государственных учреждениях, имел покровителей в самых высших эшелонах власти. Имел несколько подруг и любовниц, среди них была и секретарша ЦИКа Ольга Стрижевская. Легко вербовал советских служащих, получая нужные документы, имел доступ в Кремль. В России он выступал сразу в нескольких личинах: антиквара Георгия Бергмана, сотрудника ЧК Сиднея Релинского, турецкого торговца Константина Массино, английского лейтенанта Сиднея Рейли и т. д. Рейли организовал вывоз из России Александра Керенского. Вел плотную работу с левыми эсерами — координировал мятеж 6 июля 1918 года в Москве.

Надо отметить, что Сидней Рейли был настоящим русофобом и ненавистником советской власти. После отъезда в Англию он стал консультантом Уинстона Черчилля (который также ненавидел Россию и был одним из организаторов интервенции) по русской проблеме и возглавил организацию борьбы с советской властью. Рейли писал, что большевики — это раковая опухоль, которая поражает основы цивилизации, «архивраги человеческой расы», и даже «силы антихриста». «Любой ценой эта мерзость, народившаяся в России, должна быть ликвидирована… Существует лишь один враг. Человечество должно объединиться против этого полночного ужаса». Таким образом, идея о том, что Северная империя – это «Мордор», а русские — «орки», родилась ещё тогда.

В 1918 году Рейли решал задачу организации государственного переворота в Советской России. Заговор был организован в 1918 году дипломатическими представителями и спецслужбами Великобритании, Франции и США – он получил названия «заговора трёх послов» или «Дела Локкарта» (главой заговора в России считается глава специальной британской миссии Роберт Локкарт). Допустимой считалась ликвидация Владимира Ленина, а участие в реализации покушения должны были взять на себя главный военный агент английского правительства в Советской России Джордж Хилл и руководитель резидентуры МИ-6 в Москве Э. Бойс.

Ударной силой переворота в Советской России должны были стать солдаты из дивизии латышских стрелков, которые охраняли Кремль. Они, естественно не безвозмездно, должны были осуществить насильственную смену власти в России. Рейли передал одному из командиров латышских стрелков Эдуарду Петровичу Берзину 1,2 млн. рублей (всего обещали 5-6 млн. рублей), для сравнения — зарплата В. Ленина тогда составляла 500 рублей в месяц. Предусматривалось, что во время проведения V Всероссийского съезда Советов (он прошёл 4—10 июля 1918 г. в Москве), который проходил в зале Большого театра, английские агенты устранят большевистских лидеров. Однако затея провалилась. Берзин немедленно передал деньги и всю информацию комиссару Латышской дивизии Петерсону, а тот Свердлову и Дзержинскому.

Правда, удалось организовать убийство эсером Яковым Блюмкиным немецкого посла Вильгельма Мирбаха, восстание левых эсеров и покушение на Ленина 30 августа 1918 года. Эти события должны были стать звеньями одной цепи и привести к падению советской власти (по другой версии, перехода всей полноты власти в России к Троцкому). Но ключевого события не произошло – латышские стрелки остались верны Кремлю, а Ленин остался в живых. Английский план провалился, устроить новую смену власти в России чужими руками не удалось. 2 сентября последовало официальное заявление советских властей о раскрытии «заговора трёх послов». Локкарт (Локхарт) был арестован и в октябре 1918 года выслан из Советской России. Британского военно-морского атташе в России Фрэнсис Кроми, один из активных организаторов переворота в России, 31 августа 1918 года оказал вооруженное сопротивление чекистам, которые ворвались в здание английского посольства в Петрограде, и был убит в перестрелке. Рейли смог скрыться и сбежать в Англию. На суде в Москве под председательством Н.В. Крыленко в конце ноября – начале декабря 1918 года Сидней Рейли был заочно приговорен к смертной казни «при первом же обнаружении… в пределах территории России».

В Лондоне Рейли был награжден «Военным крестом» и продолжил работу по русским вопросам. В декабре он снова в России — в Екатеринодаре, как член союзной миссии в ставке главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Деникина. Он был послан в Россию британским военным министром Уинстоном Черчиллем, чтобы помочь Деникину наладить разведывательную деятельность и стать связующим звеном между белым генералом его многочисленными западными союзниками в борьбе против большевиков. Сидней Рейли посещает Крым, Кавказ и Одессу. Весной 1919 года Рейли эвакуируется вместе с французами из Одессы в Стамбул. Затем едет в Лондон и принимает участие в работе международной мирной конференции в Париже. Английский шпион деятельно трудился в европейских столицах над созданием антисоветских армий и шпионско-диверсантских организаций. Разведчик наладил тесные связи с представителями русской эмиграции, особенно он «опекал» одно из лидеров партии эсеров, руководителя Боевой организации партии эсеров, масона Бориса Савинкова. С его помощью, во время Советско-польской войны 1920 года, в Польше были организована «армия» под началом Станислава Булак-Балаховича. Савинкова стоящие за Рейли неофициальные круги серьезно рассматривали в 1924 году, как будущего диктатора России. Савинков после переезда из Польши обосновался в Праге, там он сформировал из бывших белогвардейцев движение известное под названием Зелёной гвардии. Зеленогвардейцы несколько раз вторгались в пределы Советского Союза, грабили, громили, жгли селение, уничтожали рабочих, местных должностных лиц. В этой деятельности Борису Савинкову активно помогали агентства тайной полиции ряда европейских стран (включая Польшу).

Рейли работал в качестве полуофициального агента на некоторых русских белоэмигрантов-миллионеров, в частности, на своего старого знакомого графа Шуберского. Одним из самых известных проектов, который Сидней Рейли помог осуществить в это время, был Торгпром — объединение белоэмигрантских предпринимателей с их британо-французскими и германскими коллегами. В результате своих финансовых махинаций британский агент скопил довольно значительные средства и был членом правления ряда компаний, связанных со значительными русскими предприятиями. Рейли имел важные международные контакты и имел среди своих товарищей таких значительных лиц, как Уинстон Черчилль, генерал Макс Гофман и начальник финского главного штаба Валлениус. Немецкий генерал Макс Гофман (в одно время он фактически исполнял обязанности главнокомандующего войсками Германии на Восточном фронте) был интересен тем, что на Парижской мирной конференции предложил готовый план наступления на Москву. По мнению германского генерала, который был свидетелем двух поражений русской армии (в русско-японской и Первой мировой войнах), она превратилась в «сброд». С точки зрения Гофмана, его замысел мог решить две задачи. Избавить Европу от «большевистской опасности» и одновременно спасти имперскую армию Германии и предотвратить ее расформирование. Генерал считал, что «большевизм является самой страшной опасностью, какая угрожала Европе в течение веков…». Вся деятельность Гофмана была подчинена одной основной идее – порядок в мире может быть установлен только после объединения западных держав и уничтожения Советской России. Для этого нужно было создать военно-политический союз Англии, Франции и Германии. После провала вооруженной интервенции в Советскую Россию, Гофман предложил новый план борьбы с Россией и начал его распространение в Европе. Его меморандум пробудил живейший интерес в набирающих силу нацистских и профашистских кругах. Среди лиц, которые горячо поддержали новый план или одобрили его, были такие значительные фигуры, как маршал Фош и начальник его штаба Петэн (оба были близкими друзьями Гофмана), британский начальник морской разведки адмирал сэр Барри Домвиль, немецкий политик Франц фон Папен, генерал барон Карл фон Маннергейм, адмирал Хорти. Идеи Гофмана позднее нашли поддержку среди значительной и влиятельнейшей части немецкого верховного командования. Немецкий генерал планировал союз Германии с Польшей, Италией, Францией и Великобританией в целях совместного удара по Советской России. Коалиционная армия вторжения должна была быть сконцентрирована на Висле и Двине, повторив опыт «Велико армии» Наполеона, а затем молниеносным ударом, под германским командованием, сокрушить большевиков, занять Москву и Ленинград. Россию предлагалось занять вплоть до Уральских гор и таким образом, «спасти гибнущую цивилизацию путем завоевания половины материка». Правда, идею мобилизации всей Европы под началом Германии для войны с Россией смогли реализовать несколько позже, уже с помощью Адольфа Гитлера.

Уничтожение большевизма стало главным смыслом жизни Рейли, его фанатичная ненависть к России нисколько не убывала. Его главным героем был Наполеон, это сделало его рьяным коллекционером предметов, которые имели отношение к корсиканцу. Британского разведчика захватила мания величия: «Корсиканский лейтенант артиллерии погасил пламя французской революции, — говорил Сидней Рейли. — Почему бы агенту британской разведки, при стольких благоприятных данных, не стать хозяином Москвы?».

Смерть лидера большевиков Владимира Ленина в январе 1924 г. оживила надежды Сиднея Рейли. Его агенты сообщали из СССР, что оппозиция внутри страны оживилась. С самой коммунистической партии были крупные разногласия, которые могли привести к её расколу. Рейли возвращается к идее установления в России диктатуры во главе с Савинковым, которая будет опираться на различные военные и политические элементы, кулачество. По его мнению, в России нужно было создать такой режим, который был бы аналогичен итальянскому во главе с Муссолини. Одним из главных лиц, который примкнул в этот период к антисоветской кампании, был голландец Генри Вильгельм Август Детердинг. Он был главой британского международного нефтяного концерна «Ройял датч шелл». Британский «нефтяной король» Детердинг как представитель мирового капитала выступил в роли активного борца с Советской Россией. С помощью Рейли Детердинг ловко скупил акции на крупнейшие нефтяные промыслы Советской России членов Торгпрома в Европе. Когда в начале 1924 года ему не удалось добиться контроля над советской нефтью путем дипломатического давления, он провозгласил себя «владельцем» нефти России и объявил большевистский режим вне закона и за пределами цивилизации. Рейли планировал начать в России контрреволюционное восстание, начатое тайной оппозицией совместно с боевиками Савинкова. После начала восстания в России, Париж и Лондон должны были признать незаконность советского правительства и признать Савинкова законным правителем России (современные «ливийский» и «сирийский» сценарии имеют аналогии в 20 столетии, западные спецслужбы только совершенствуют детали). Одновременно должна была начаться внешняя интервенция: удары отрядов белогвардейцев из Югославии и Румынии, наступление польской армии на Киев, финской армии на Ленинград. Кроме того, восстание на Кавказе должны были поднять сторонники грузинского меньшевика Ноя Жордания. Кавказ планировали отделить от России и создать «независимую» Кавказскую федерацию под британо-французским протекторатом. Нефтяные промыслы Кавказа передавались прежним владельцам и иностранным компаниям. Замыслы Сиднея Рейли были утверждены антисоветски настроенными руководителями французского, польского, финского и румынского Генштабов. Итальянский фашистский диктатор Бенито Муссолини даже пригласил будущего «русского диктатора» Бориса Савинкова в Рим для специального совещания. Муссолини предложил снабдить людей Савинкова итальянскими паспортами и тем самым обеспечить переходы агентов через советскую границу во время подготовки к восстанию. Кроме того, итальянский диктатор обещал дать инструкцию своим дипломатам и тайной полиции об оказании организации Савинкова всесторонней помощи. По словам Рейли, «грандиозный контрреволюционный заговор близился к осуществлению». Однако советские чекисты сорвали этот масштабный план. В результате разработанной ОГПУ операции «Cиндикат-2» Савинкова заманили на советскую территорию и арестовали. Савинков был приговорен к смертной казни, которую заменили тюремным сроком на 10 лет. Одновременно провалилось восстание на Кавказе – остатки приспешников Ноя Жордания были окружены и сдались в плен советским войскам.

Провал кавказского восстания и арест Савинкова были жестокими ударами по делу Рейли. Однако открытый процесс над Савинковым оказался для британского агента и его товарищей ещё более жесточайшим ударом. Борис Савинков, к удивлению и ужасу многих видных лиц, которые были замешаны в этом деле, изложил подробности всего заговора. Савинков стал играть, введенного в заблуждение патриота России, который постепенно разуверился в своих товарищах и в их целях, понял всё зло и безнадёжность антисоветского движения.

После ослабления антисоветской эмиграции и ареста Савинкова, Сидней Рейли пытался организовать на территории Советского Союза серию террористических и диверсионных актов, которые должны были по его словам «всколыхнуть болото, прекратить спячку, разрушить легенду о неуязвимости власти, бросить искру…». Для этого он наладил контакты с подпольной организацией «Трест», которую создали чекисты. Крупный террористический акт, по его мнению, «произвел бы потрясающее впечатление и всколыхнул бы по всему миру надежду на близкое падение большевистского режима, а вместе с тем — деятельный интерес к русским делам». Советские спецслужбы, обеспокоенные активностью Рейли решили заманить его на советскую территорию под предлогом обсуждения с руководством «Треста» дальнейших действий. На территории Финляндии произошла встреча Сиднея Рейли с руководителем «Треста» А.А. Якушевым, который смог убедить британского разведчика в необходимости лично посетить Советскую Россию. Впоследствии Якушев вспоминал, что в облике английского разведчика «ощущалось какое-то высокомерие и пренебрежение к окружающим». Рейли поехал в СССР в полной уверенности, что не задержится и вскоре вернётся в Англию. Советские чекисты переиграли матерого врага, домой он не вернулся.

В ночь с 25 на 26 сентября 1925 года британский разведчик был переброшен через «окно» на границе неподалеку от Сестрорецка и начал свое последнее путешествие. Вместе с проводником он дошёл до станции, сел на поезд шедший в Ленинград. Затем уехал в Москву. По дороге Рейли излагал свои взгляды по деятельности «Треста» и будущего России. Финансировать антисоветскую деятельность разведчик предлагал с помощью краж художественных, культурных ценностей из музеев и архивов, продавать их за границу (у Сиднея Рейли был и примерный список того, что требовалось «изъять» в первую очередь). Он назвал ещё один способ получения денег – продавать английской разведке сведения о деятельности Коминтерна. В качестве формы будущего правления он назвал диктатуру. В отношении религии Рейли считал, что советская власть сделала большую ошибку тем, что не приблизила к себе духовенство, которое могло бы быть послушным орудием в руках большевиков.

В Москве разведчик пообщался с «руководителями» «Треста» и отправил за границу открытку, что должно было свидетельствовать об успехе операции. Затем Сиднея Рейли арестовали и поместили во Внутреннюю тюрьму ОГПУ в доме № 2 на Большой Лубянке. В целях конспирации был одет в форму сотрудника ОГПУ. Одновременно на советско-финской границе была проведена спецоперация – при переходе границы «двойник» Сиднея Рейли был якобы «смертельно ранен» советскими пограничниками. К концу ноября 1925 года в руководстве ОГПУ решили, что Рейли выдал всю информацию, которой обладал. Было принято решение реализовать смертный приговор, который был подписан ещё в 1918 году.