Турция: более 300 военных приговорили за попытку госпереворота

В Турции вынесли приговор по делу о госперевороте «Кувалда», организованном высокопоставленными военными и офицерами. Их план оказался удивительно похож на тот, который, по версии прокуратуры, готовила националистическая организация «Эргенекон», куда, помимо военных, входили еще и политики, и журналисты, и правозащитники. Власти Турции утверждают, что борьба с военными приведет к демократизации страны, а обвиняемые и их адвокаты тем временем считают, что суды используются для расправы над оппозицией.

В пятницу, 21 сентября, турецкий суд в Силиври вынес решение по делу о госперевороте, который получил название «Кувалда» («Бальоз»). Это дело стало первым в истории Турции, когда гражданский суд вынес приговор военным, пытавшимся свергнуть действующее правительство. В итоге трое генералов (бывший первый командующий армией, бывший командующий воздушными войсками и бывший командующий военно-морскими силами) приговорены к 20 годам тюрьмы. Их могли приговорить и к пожизненному заключению, но смягчили наказание, так как план «Кувалда» остался только на бумаге. Различные тюремные сроки по этому делу получили еще 319 человек, среди которых офицеры и крупные военачальники.

О заговоре против Партии справедливости и развития во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом стало известно из прессы еще в 2010 году. О нем написала турецкая газета Taraf. По данным издания, суть плана «Кувалда» состояла в провокациях и подрыве доверия к действующим властям. В частности, планировалось устроить после пятничной молитвы теракты в мечети Фатих — одной из самых больших в Стамбуле, а также в других городских мечетях.

Кроме того, заговорщики якобы собирались уничтожить турецкий самолет над Эгейским морем, а обвинение в организации теракта предъявить Греции. На волне паники среди граждан, которые должны были бы немедленно броситься критиковать власть, военные собирались свергнуть Эрдогана, чтобы навести в стране порядок, обеспечить безопасность соотечественников и превратить страну из исламистской в светскую. Этот план якобы назревал с 2003 года.

Первые доказательства по делу «Кувалды», как ни странно, тоже стали известны благодаря СМИ. Журналисту Мемету Барансу пришел по почте чемоданчик с доказательствами заговора. Отправитель предпочел остаться неизвестным. В посылке содержались абсолютно разные материалы, включая те, что относились к плану «Кувалда». Так, три диска из этого чемоданчика стали основным доказательством против военных в суде. На них были записаны документы, в которых шла речь о плане госпереворота. Там также содержался список организаций по развитию гражданского общества, которые генералы планировали закрыть, черные списки с именами представителей различных институтов и журналистов, которых они хотели посадить.

Подсудимые утверждали, что дело против них сфабриковано и политически мотивировано. Они отмечали, что в суде фактически не был представлен сам план «Кувалда», то есть то, каким образом предполагали действовать заговорщики, так и осталось неясным. Суд не стал выяснять, насколько достоверны присланные анонимом материалы, кто их прислал и откуда они у него. Адвокаты считают, что документы явно поддельные. Прокуратура утверждала, что они были созданы в 2002-2003 годах, однако в них упоминаются улицы и здания, которых тогда вообще не было; кроме того, при создании файлов использовались технологии, внедренные в производство лишь после 2007-2008 годов.

Суд критиковали еще и за то, что он игнорирует возражения обвиняемых по поводу сомнительных доказательств и манипуляций данными со стороны прокуратуры. Когда адвокаты пытались протестовать, их попросту удаляли со слушаний.

Подсудимых на процессе встречали едва ли не как героев, с аплодисментами и военными песнями. Их родственники и сторонники, собравшиеся у суда, скандировали лозунги в их поддержку и кричали, что Турция должна остаться светским государством. Оппозиция обвинила власти в давлении на суд, а дело о государственном перевороте назвала политической расправой над оппозицией. С такими обвинениями выступили и лидер главной оппозиционной Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу, и глава правой Партии национального действия Девлет Бахчели.

Но Эрдогана критика не смутила. Он отметил, что все недовольные могут подать апелляцию в высшую судебную инстанцию.

Громкие расследования и подозрения в заговорах против правящей партии начались с приходом Эрдогана к власти на второй срок. В 2007 году было запущено расследование в отношении еще одного якобы планировавшегося переворота с участием военных, который удивительно напоминает «Кувалду» и даже будто бы разрабатывался одновременно с ней.

Как утверждает прокуратура, группа офицеров и членов высшего командования армии якобы организовала тайную националистическую группу «Эргенекон», в которую в итоге вошли сотни человек. Среди задержанных по этому делу — не только военные, но также политики, журналисты, бизнесмены и общественные активисты. Собственно, никаких прямых доказательств существования группировки нет. На деле всех подсудимых связывает, пожалуй, только одно: недовольство действующей властью.

Члены «Эргенекона», как заявляют гособвинители, хотели сначала ввергнуть страну в хаос, а затем под предлогом наведения порядка устроить военный переворот и сместить Эрдогана. Все это должно было произойти еще в 2003 году. При этом члены «Эргенекона» считали себя защитниками турецкой нации, продолжателями традиций основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка.

Расследование в связи этим делом началось в 2007 году после находки тайного склада с оружием, которая привела к аресту ряда военных, а затем спровоцировала цепную реакцию. Самым высокопоставленным генералом, проходящим по этому делу, является бывший главнокомандующий армией Илкер Басбуг (Ilker Basbug).

Членов «Эргенекона» обвиняют не только в заговоре, но и в политических преступлениях и покушениях, имевших место в последние 20 лет. Со временем к делу привязывали все новых и новых критиков режима — вплоть до того, что его фигурантом оказался известный актер-транссексуал. Обвиняемые, как и в деле «Кувалды», утверждают, что суд по их делу политически мотивирован и направляется правительством. Приговоры по этому делу еще не вынесены, но едва ли они будут мягче, чем по делу «Кувалды».

Немаловажную роль в этих процессах сыграли признания генерала Хилми Озкока, служившего главой генерального штаба турецкой армии с 2002 по 2006 годы. По утверждению следствия, фактически за его спиной его же подчиненные планировали госпереворот. Генерал признался, что знал о подобных настроениях в армии, причем, по его словам, недовольные не всегда ограничивались только разговорами. Однако, считает Озкок, сейчас власти зашли слишком уж далеко в своем стремлении устранить соперников в лице военных, и под суд попали совершенно невинные люди.

Дело порой действительно доходит до абсурда. В частности, по рассказам дочери одного из осужденных генералов, в отношении ее 60-летней матери было заведено отдельное уголовное дело за то, что она посадила рядом со зданием суда розовый куст в знак протеста против этого процесса. Теперь ей грозят три года тюрьмы.

Власти поначалу старались выдать дела о переворотах за шаги, направленные к укреплению демократии и контроля гражданского общества над военными. Однако на деле процессы показали, до какой степени правительство Эрдогана боится политического соперничества, — пусть даже этот страх и опирается на исторические прецеденты. За время «холодной войны» Турция пережила три госпереворота: военные приходили к власти в 1960, 1971 и 1980 году. В 1997 году армия вынудила уйти в отставку тогдашнего премьер-министра Неджметтина Эрбакана, которого Эрдоган считал своим наставником. Самого будущего главу правительства тогда посадили в тюрьму на несколько месяцев за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни.

Видимо, те времена еще не совсем забыты, поэтому опальных офицеров, генералов и сочувствующих им представителей оппозиции посадили на достаточно долгий срок, чтобы местные и всеобщие парламентские и президентские выборы в 2014-2015 годах прошли без осложнений. Ожидается, что на ближайших выборах Эрдоган будет баллотироваться в президенты и сейчас готовит для этого почву, так как оставаться у власти в должности премьера больше не может по закону.