Смерть как приключение на экране

Московские школы проверяют на эффективность систем безопасности. Кампания развернулась после того, как в Отрадном подросток расстрелял из папиного карабина учителя географии и полицейского. Высказывается мнение о том, что в целях безопасности российские школы должны охранять не агенты ЧОПов, а сотрудники полиции.

Что ж, еще более радикальной мерой стал бы перенос школ на территорию местных воинских частей, желательно гвардейских. Но я задаюсь вопросом: почему в мои школьные годы учебные заведения не охранялись вообще, однако, выстрелы в их коридорах не гремели? Ведь и тогда охотничьего оружия на руках у населения было достаточно. И тогда многие страдали психическими расстройствами. И тогда уровень агрессии среди подростков зашкаливал. Почему же они не стреляли в учителей?

В своей «прошлой жизни» по долгу службы мне не раз приходилось брать в руки боевое оружие в разных точках планеты. Я утверждаю: нет более серьезного и ответственного действия, чем нажатие на спусковой крючок. И на войне, и в мирное время убийство – в том числе вынужденное, совершенное в целях самообороны – является актом метафизическим. А война, даже за правое дело, по словам воевавшего на Кавказе Льва Толстого, остается «противным всей человеческой природе событием».

Вооружитесь телевизионным пультом и совершите экскурс по каналам. На каждом третьем либо стреляют, либо разыскивают того, кто стрелял. Не телевизор – тир! Не так важно, кто вышел победителем из очередной перестрелки – good guy или bad guy, важно, что телегерои разряжают друг в друга обоймы так легко и буднично, словно перестреливаются из водяных пистолетов или играют в компьютерную игру. Где здесь «событие, противное человеческой природе»? Так, игра в «стрелялки»…

Мне вспоминается эпизод культового в свое время фильма «Брат-2»: оказавшись в Америке, где камер наблюдения не меньше, чем окон и дверей, симпатичный герой без особых усилий перестрелял полнебоскреба, после чего несколько дней гулял по городу, а потом спокойно улетел домой. Он пережил небольшое дорожное приключение, почему бы не последовать его примеру и не пощекотать себе нервы?

Я реалист, и прекрасно понимаю, что не телевизор является главным виновником трагедии в Отрадном. Юноша был психически нездоров. Его «единомышленники» со зловещей регулярностью открывают огонь по людям в разных уголках мира, включая Соединенные Штаты, где ответственное отношение к оружию – часть национальной культуры. Человечество никогда не сможет обезопасить себя от душевнобольных, задача состоит лишь в том, чтобы уменьшить причиняемый ими вред.

Я присоединяюсь к моим товарищам по думской фракции, предложившим перевести российские школы на пятидневку. Как справедливо говорится в пояснительной записке к законопроекту, у большинства школьников сегодня отмечается физическое и психическое переутомление, вызванное сокращением свободного времени. Станет его больше – меньше будет «заучившихся», таких, как малолетний убийца из Отрадного.

Другим законопроектом мы намерены ужесточить наказание для таких безответственных людей, как его отец, открыто хранивший в доме оружие, несмотря на то, что у его чада, как выяснилось, и ранее наблюдались психические срывы.

Кроме того, правы те, кто утверждает, что жаждущий насилия подросток легко найдет его и без помощи телевизора – хоть во дворе, хоть в интернете. Я о другом.

В годы моей юности существенная часть кинопродукции была посвящена Великой Отечественной войне. Среди фильмов о ней было немало не только таких, которые и сегодня пользуются заслуженным успехом, но и далеких от реальности фанфарных подделок. Однако ни в одном фильме тех лет война не подавалась как увеселительная прогулка, а человеческая смерть – как приключение. Под влиянием тех фильмов никто, включая психически неуравновешенных подростков, не хватался за отцовское ружье.

Претензии критиков современного российского телевидения чаще всего сводятся к тому, что оно пропагандирует пошлость и насилие. Насчет пошлости – согласен, что же касается насилия, то, на мой взгляд, все гораздо серьезнее. То, за что «агитирует» телеэкран, хуже, чем насилие – это снисходительное отношение к чужой смерти, высокомерное похлопывание ее по плечу. И от этой агитации некуда спрятаться, если вы включили телевизор. Проникнувшись ею, люди с нетвердой психикой из безобидных ребят превращаются в потенциальных убийц, особенно тинэйджеры, легко поддающиеся телегипнозу.

Курение на телеэкране мы решительно запретили, даже для волка из «Ну, погоди!». А вот до запрета на пропаганду «чужой легкой смерти» все никак не доберемся. Может быть, это одна из причин, по которой Россия является чемпионом Европы по уровню суицидов и убийств среди подростков.