Яак Урмет: мне стыдно за весь эстонский народ

«Если я был бы живущим в Эстонии славянином, то послал бы такую унизительную программу интеграции куда подальше… И при первой возможности сбежал бы из этого музейного государства», – написал эстонский публицист Яак Урмет в своей статье «Эстонцы и нелюди» в Eesti Päevaleht.

Урмет жестко и эмоционально, но при этом основываясь только на фактах, написал какая национальная и интеграционная политика проводится властями Эстонии, приведшая к разобщенности общества, и почему ему, эстонцу, стыдно за свой народ и своё государство.

«NR Baltija» публикует статью Яака Урмета полностью. Перевод сделан эстонским порталом Делфи.

Чем дальше, тем чаще и больший стыд я испытываю за свое государство. За Рийгикогу (парламент – прим. ред), за правительство, за коалицию. На самом деле – за весь эстонский народ.

Есть, конечно, очень много, так сказать, нормальных эстонцев, я знаю множество таких и общаюсь преимущественно с такими. Но я не слепой и не дурак, я знаю и вижу, что они, к сожалению, не задают тона в основной массе, так же, как интеллигенция не задает тона на площади Свободы в ночь на субботу. Рассуждая здесь об эстонском народе или эстонцах, я имею в виду эстонский народ именно как массу, в которой черты нормальности размываются и растворяются вплоть до полного исчезновения.

За эстонский народ мне стыдно по причине многих вещей, но особенно мне стыдно перед славяноязычными жителями Эстонии, в том числе гражданами Эстонской Республики. Мне стыдно уже потому, что для эстонцев все они – «русские», хотя на самом деле среди них есть и украинцы, белорусы, евреи. Это хамство – не углубляясь, впихивать их под один национальный признак, особенно когда эта поверхностность ярко выражает отношение «плевать, кто они, по-эстонски они не говорят».

«Русским» не продают

Мне известен случай, когда маклер, демонстрируя жилплощадь одному ищущему квартиру эстонцу, сказал, что по просьбе соседей эту квартиру «русским» не продают. Пояснений я не знаю, впрочем, они и не нужны. Кто ж не знает, что «русские» содержат тараканов в качестве домашних животных, красят оконные рамы в синий цвет, перестраивают балконы в уродливые лоджии, кричат, матерятся и гадят! Если кто-то нассал в подъезде или украл велосипед, то это может быть только «русский».

Мне стыдно и за то, что за все время восстановленной независимости – 23 года – эстонцы не выказали ни малейшего усилия, чтобы поладить с живущими в Эстонии славянами. Более того, они сделали все, что смогли и сумели, чтобы живущие в Эстонии славяне чувствовали себя в Эстонской Республике униженными – плохо и неудобно. Как равного здешнего славянина воспринимают лишь, если он делает большие дела в футбольной сборной Эстонии (к примеру, Константин Васильев, Сергей Парейко) или приносит Эстонии золотые медали (например, Николай Новоселов).

Люди – только эстонцы

История противоречий между эстонцами и славянами в означенный период времени настолько велика, что обзор потребовал бы целой книги, а не эссе. К этой истории относятся проблема гражданства, проблема серого паспорта, проблема экзамена по эстонскому языку. Проблема Бронзового солдата. В недавнем прошлом – перевод 60% предметов в русских гимназиях на эстонский язык. Теперь всплыла и проблема двойного гражданства – в связи с историей 13-летней девочки из Кохтла-Ярве. И опять Эстонская Республика в лице своего парламента показала то, что демонстрировала на протяжении всего периода вновь обретенной независимости: что ЭР считает людьми только 890 000 живущих здесь эстонцев, а не 356 000 также живущих здесь славян.

Да, посмотрите на цифры! Из 1,3-миллионного населения Эстонской Республики 356 000 человек для эстонцев и избранных ими государственных руководителей – недочеловеки. А я говорю, что общественное и политическое право голоса 356 000 славян очень значительно! Эстонцев в Эстонской Республике только в 2,5 раза больше, чем славян. У здешних славян как большой местной группы населения есть право на Эстонскую Республику. Чего у них на самом деле, конечно, нет.

Почему не давали, не дают и не дадут результатов ни технологическая интеграция, ни этнографическое переплетение? Этот процесс основывается на отношении, которое я сформулировал бы следующим образом:

«Становись, стервец, эстонцем! Но ты ведь не станешь, потому что ты venku, tibla, okupant, мы же это знаем. Если хочешь жить в Эстонской Республике, то будешь делать то, что мы прикажем. Перво-наперво забудь русский язык, русские корни, русскую культуру, в нашем государстве этой дряни места нет. Твои предки – оккупанты, понял! И если ты намерен чтить их, то ты – враг Эстонской Республики. Выучи эстонский язык и разговаривай повсюду лишь на нем, потому что русский язык нам слышать гадко. А заодно восхваляй и провозглашай всюду, как замечательна Эстонская Республика, особенно по сравнению с Россией. Если ты станешь делать все это, то мы посчитаем тебя проинтегрированным, но не забывай, что мы постоянно держим тебя в поле зрения».

Такова истинная суть интеграции, или переплетения, если убрать красивые слова, текст руководителей проектов и прочий подобный камуфляж. Пожалуйста, кто желает интегрироваться? Кто желает после такого «погружаться», сдавать экзамен по языку, ходатайствовать о паспорте гражданина Эстонской Республики, любить эстонцев и наше государство?

Послал бы подальше

Скажу честно, если я был живущим в Эстонии славянином, послал бы такую унизительную программу интеграции куда подальше. Быть может, действительно при первой возможности сбежал бы из этого музейного государства. А если нет, то, по крайней мере, изолировал бы себя от эстонцев как можно дальше. И, конечно, представлял бы – вместе с остальной местной славянской диаспорой – угрозу независимости Эстонской Республики, так как мне было бы пофиг, что за флаг развивается на Длинном Германе, развивается ли там что-то и стоит ли вообще эта башня.

Господа из Министерства обороны, ключ от независимости нашего государства – это не новый договор о базах, а настрой здешнего славянства! Это существенная разница – скажут 356 000 человек русским танкам «добро пожаловать» или нет.

Тема Бронзового солдата все еще поднимает больной вопрос: неужели одному народу так трудно понять другой? 9 мая к Бронзовому солдату не ходили и не ходят, вынашивая планы крушения Эстонской Республики и свержения законной власти. Туда ходят, чтобы помянуть своих дедов, отцов и других близких, которые прошли Великую Отечественную войну.

Для эстонцев Вторая мировая была бессмысленной войной, когда надо было в нужное время спрятаться в лесу, чтобы не оказаться в мундире одной или другой стороны. Для русских Великая Отечественная война была войной против их Родины. Портрет Сталина, прикрепленный в этот день к памятнику, означает не воспевание оккупации Эстонии, а память о человеке, под руководством которого предки вышли в этой войне победителями. Ведь и мы не говорим 24 февраля и 23 июня о диктатуре Пятса и Лайдонера…

Водораздел между эстонцами и здешними славянами сохраняется. Возможно, даже усугубляется. Это может продолжиться век, может – дольше. В конце концов, все может обернуться, как в драме о мафии, где причин вражды уже никто не помнит, а вражда продолжается. Разумеется, если эстонский народ еще будет.

Порой мне кажется, что великая ненависть переходит по генам и эстонцы просто доведут себя этой ненавистью до смерти. Те, кто еще не уехали на чужбину – в поисках нормального государства.