Печальные итоги очередного «кураевского» разрушительного года

Чего способен достичь человек, посвящающий свою жизнь труду и служению Богу к 50 годам? Если мы взглянем на Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то увидим, что в 50 лет он, будучи в сане митрополита и являясь Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, возглавил Синодальную рабочую группу по выработке концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества. Под его руководством был разработан документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором. И это было лишь начало еще больших трудов Его Святейшества сначала в сане митрополита, а затем и на патриаршем престоле.

А теперь посмотрим на достаточно заметную и никак не менее известную в СМИ по сравнению с Патриархом фигуру – протодиакона Андрея Кураева. Чего он смог достичь на поприще миссионерского и диаконского служения, особенно учитывая, что 15 февраля этого года у протодиакона день рождения – ему исполняется 51 год. Самое время обернуться назад и подвести некоторые итоги прожитой жизни. Обратимся к биографии Андрея Кураева.

Родился 15 февраля 1963 года в Москве. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарем Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС. В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 1979 году, 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1984 году окончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ. Поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не окончил ее, что явно говорит о неспособности или нежелании будущего диакона серьезно относиться к научной работе, что безусловно нашло отражение в его богословских работах, получивших множество критических отзывов за несоответствие православной богословской науке.

В 1985 году стал секретарем в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую Духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.

В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».

В 1988-1990 годах учился в Румынии в Бухарестском богословском институте, который он не окончил и не получил никакого диплома. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II. Ввиду выясненного несоответствия занимаемой должности был уволен. Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ. Правда, совершенно непонятно по какому праву, ведь научной степени, необходимой для преподавания, да даже необходимого образования он не имел – очевидно, это была одна из многих должностей, полученных обманным путем.

В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова. Эта должность была получена диаконом скорее всего обманным путем, поскольку на момент занятия места декана Андрей Кураев не имел научной степени, ученую степень кандидата философских наук он получил лишь в следующем, 1994 году. Вполне возможно, что Кураев спекулировал якобы полученным дипломом Бухарестского богословского института, который он так и не получил.

В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению ученого совета РПУ был назначен профессором богословия. Это было единственное назначение Кураева профессором, так как звание профессора дается только старшим преподавателям с ученой степенью доктора наук. Таким образом, можно заключить, что диакон Кураев получил звание почетного профессора.

С 1997г. и до 2004г. — профессор Свято-Тихоновского православного богословского института (ныне ПСТГУ). С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы — Московская духовная академия и семинария (МДАиС). В обоих этих учебных заведениях Андрею Кураеву оставляли звание профессора, дарованного Святейшим Патриархом Алексием II, но не присваивали его официально. Таким образом, ни одно учебное заведение, в котором преподавал диакон не присваивало профессорского звания. По сути дела Андрей Кураев является в данный момент просто кандидатом наук, ничего более. Из ПСТГУ он уволился в 2004 году, а решением от 30 декабря 2013 года он был исключен из МДАиС.

Следует упомянуть, что исключение Кураева было произведено спустя почти два года после первого официального призыва ученого совета МДА обратить внимание диакона на свои публичные заявления и ведение блогов. Как стало известно, в ходе заседания 30 декабря 2013 года был рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви. Действия ученого совета таким образом не вызывают ни малейших сомнений в своей правомочности.

Кроме того, Кураев не вошел в новый состав Синодальной библейско-богословской комиссии. Об этом свидетельствует Журнал заседаний Священного Синода Моксовской Патриархии № 159 от 26 декабря 2013 года. А из МГУ Андрей Кураев фактически уволен – курс его лекций на Философском факультете оборван, и ему четко дали понять, что больше видеть его в университете не хотят.

Итак, мы видим, что в образовательном процессе протодиакон не преуспел: несмотря на научную степень кандидата наук его «выперли» из всех образовательных учреждений, где он пытался преподавать. Возможно, свои 50 лет Андрей Кураев провел в проповеднических трудах, вознеся миссиологию на новую высоту? Увы, но и здесь мы вынуждены констатировать полный коллапс. Кроме того, что и так известно большинству среди православной и не только общественности – эпатажные выступления Кураева, содержащие достаточно компромиссные, а иной раз и даже прямо противоположные православному вероучению высказывания. Также известны случаи публичных оскорблений отдельных личностей или даже целых учебных заведений, как в случае с ПСТГУ, о чем анонимно поведал один из сотрудников университета:

«Диакону Андрею, чья миссионерская слава была в зените, предложили прочитать курс лекций «Введение в богословие» для первого курса ПСТБИ, причем его слушали студенты всех факультетов. Студенты вспоминали эти лекции как яркие, выразительные и запоминающиеся. Однако диакон Андрей любил включать в свои выступления непотребные анекдоты и ремарки. Студенты считали его сексуально озабоченным и регулярно жаловались. Он также считал возможным на лекциях уничижительно отзываться о ПСТБИ в целом, а впоследствии в своих интернет-выступлениях неоднократно в издевательском тоне рисовал студенток ПСТБИ, кажется, и его преподавателей, с его точки зрения – ханжей, лицемерок и т.п.»

Не так давно на почве очередного миссионерского «озарения» протодиакон Андрей Кураев озвучил в СМИ «календарную» идею, немедленно вызвавшую в обществе и блогосфере бурное обсуждение. Кураев считает, что нужно объединить Рождество и Новый год и праздновать оба праздника 1 января, т.е. для протодиакона перенести величайшее событие всего православного мира на недельку раньше не составляет никакого богословского вопроса.

Основным направлением своей деятельности сегодня Андрей Кураев избрал борьбу с так называемым «гей-лобби» в РПЦ, активно призывая православную общественность бороться с этим явлением. На почве своих догадок протодиакон в том числе пропагандирует развитие скандала с Казанской духовной семинарией. Приведем комментарий ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева:

От некоторых людей можно услышать: «Я знаю случаи, когда молодые люди подвергались домогательствам со стороны епископов…» Как вы могли бы это прокомментировать?

Комментировать что-либо здесь очень трудно: никаких надежных сведений по таким обвинениям, как правило, нет. Обычно это сплетни, чья-то безответственная болтовня… На протяжении всей истории христианства постоянно были попытки скомпрометировать священников и епископов. Еще в древних патериках описывается случай, когда бессовестная женщина заявляла, что беременна от монаха. И только Божиим чудом со временем выяснилось, что она монаха оклеветала. Обвинять епископа или священника в самых мерзких грехах — не новое дело. Даже Спасителя обвиняли, что Он бесовской силой исцеляет больных и изгоняет нечистых духов. Так всегда было в истории. Ведь признание Бога, Его святых и священнослужителей по логике требует идти вслед за ними, исполнять заповеди Божии. И, напротив, обвинив священнослужителей в глобальном обмане, человек освобождает себя от нравственной обязанности каяться в своих грехах, признавать Божий нравственный закон. Приснопамятный владыка Михаил (Мудьюгин) свидетельствовал о том, что всегда находится кто-нибудь, кто обвинит епископа в последнем непотребстве. Об этом знает и каждый священник по своему опыту. К сожалению, люди очень падки на внушения темной силы, а это ведет к тому, что одни начинают клеветать на других. Не только на клириков. Вспомните, как клеветали на императора Николая II и на императрицу Александру Феодоровну — и ведь это было еще до революции 1917 года. Пресса была полна грязных инсинуаций. Это была целенаправленная кампания. А разве мы не знаем, как сегодня проводятся подобные кампании?

Миссионерское служение – важное, ответственное дело, требующее полной самоотдачи и очень внимательного отношения к тому, кому несешь слово Божие. Именно особое отношение к миссионерскому служению дает реальные плоды: не только сотни крестившихся, но и эти же сотни, приходящие в храмы и через год, и через два, не забывающие церковных таинств. Много ли после лекций протодиакона людей пошло в храмы? Наибольшую популярность его речи как раз снискали среди неправославных жителей нашей страны, которые не собираются менять образ жизни и ходить в храмы. Наоборот, лишь осуждение священноначалия можно услышать из уст кураевских последователей.

Из последних заявлений Кураева выделяется одно из беседы с Алехиной и Толоконниковой, участницами «Пусси Райот», когда он отвечал девушкам, что «вы притиснули Патриарха к кремлевской стене». Этой фразой Андрей Кураев обвинил Его Святейшество в чрезмерно тесном сотрудничестве с государственными структурами, якобы для завершения дела с выступлением в Храме Христа Спасителя в нужном для Патриарха ключе.

И это заявление в адрес Его Святейшества сделал человек, добившийся к своему 51-летию: удаления из учебных заведений, множества грубых ошибок в богословии, вызывающей миссионерской практики, откровенно еретических высказываний, сомнений в святости некоторых святынь, исцеления от которых – реальные факты. И сделано оно в адрес человека, за 5 лет своего Патриаршего служения достигшего настолько результативных для всей Русской Церкви итогов, что приближенные Его Святейшества каждый раз удивляются, когда он находит новые возможности церковного развития.

Протодиакон Андрей Кураев прожил немало – уже больше 50 лет. И за все эти годы он в общем не сделал ничего толкового, а лишь, как мы видим из вышесказанного, преумножал разрушение. Разрушение богословия, миссиологии, пастырства. И, к сожалению, каждый год, 15 февраля, мы подводим печальные итоги очередного «кураевского» разрушительного года.